Недельный раздел Экев (ивр. עֵקֶב‎ - В 10 главе недельного чтения Торы содержится еще одно своеобразное обобщение всей Торы:

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, Чтобы соблюдал заповеди Господа и установления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. (Втор. 10, 12–13)

Глагол шааль (в синодальном переводе «требовать») лучше перевести «просить». Человек духовный способен отозваться на мягкую просьбу, в то время как плотский – только на грозное приказание:

Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его. (Прит. 14, 35)

Путь к Господу в 12 и 13 стихах описан в пяти этапов. Первый из них – благоговейный страх («чтобы ты боялся Господа»):

Начало мудрости – страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление. (Прит. 1, 7)

Второй – хождение путями Его, т. е. исполнение Его повелений, неразрывно связан с предшествующим благоговением.

Третий – любовь к Создателю («чтобы… любил Его»). Любовь обретается на путях соблюдения заповедей:

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. (I Иоан. 5, 3)

Четвертый – служение от всего сердца и от всей души. Так служить может лишь тот, кто безраздельно любит Господа.

Пятый, завершающий этап опять возвращает нас к исполнению заповедей:

…чтобы соблюдал заповеди… и установления…

По-настоящему соблюдать их можно только в Духе Святом (Римл. 8, 7–9), стяжание Которого происходит на путях любви и служения.

Соблюдение заповедей на втором этапе именуется хождением, а на пятом – соблюдением (глагол шамар – «стоять на страже», «хранить»). Ходящий более волен в своих движениях, нежели стражник, неотлучно стоящий на посту. Не только жить, продвигаться в заповедях Всевышнего, но и тщательно хранить и оберегать все заповеди и повеления.

Почему Моисей подчеркивает, что возвещает заповеди Господни «сегодня»? Ведь на протяжении всей жизни он сообщал народу волю Всевышнего.

Дело в том, что каждую заповедь следует соблюдать так, как если бы она только сегодня была непосредственно возвещена тому, кто стремится ее исполнить.

Например, слово ѓа-йом – «ныне», «сегодня», сказанное Духом Святым через Давида, воспринимается через тысячу лет Павлом как обращенное лично к нему и его современникам (ср. Пс. 94, 7–8):

…Как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне… (Евр. 3, 7-8)

Особое избрание обязывает проявлять и особую преданность Творцу, всегда помнить о Его милости:

Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; Но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь. (Втор. 10, 14–15)

Выражение небеса небес указывает на бесконечность вселенной и духовных миров. Так, Павел упоминает о «третьем небе», а также о «рае», расположенном, судя по контексту, еще выше (II Кор. 12, 2–4). Над каждыми «небесами» есть свои «небеса». И все они, в совокупности, находятся «у Господа», не вмещая Его. О беспредельности Всевышнего говорил царь Соломон при освящении иерусалимского Храма:

Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее сей Храм, который я построил. (III Цар. 8, 27)

Те же, кого Господь, при столь необъятном величии Своем, возлюбил и избрал, тем более обязаны отвечать Ему любовью, очищая перед Ним свои сердца:

Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны… (Втор. 10, 16)

Жестоковыйность – это не врожденная черта или неискоренимое свойство характера, но следствие грехов, могущее быть исправлено самим человеком. Поэтому Бог призывает нас на путь исправления.

Но как совместить предъявляемое человеку требование «обрезать сердце свое» (см. также Иер. 4, 4) с обетованием, согласно которому это совершит Сам Бог?

…И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца… (Втор. 30, 6)

Дело в том, что человек начнет очищать свое сердце, Господь Сам завершит это очищение. Всевышний приходит на помощь к тому, кто прилагает все силы к исполнению Его воли: Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? (Иак. 2, 21–22)

Какие же дела должен совершать стремящийся к очищению («обрезанию») сердца? Необходимо во всех делах стремиться поступать, как Господь, прилагая к этому все усилия:

…Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. (Втор. 10, 17–19)