Многие из описанных в недельной главе Торы постановлений и повелений доказывают поразительную развращенность человеческого сердца. Они явно свидетельствуют нам, на что способен человек, предоставленный самому себе. Не будем забывать при чтении этой части "Дварим", что и она продиктована Духом Святым. Указания, которые мы менее всего ожидаем встретить на богодухновенных страницах, указывают нам нашу сущность, открывают нам всю глубину нашей нравственной испорченности. Сейчас много говорится о возвышенности человеческой природы; многие люди с трудом допускают мысль, что они действительно способны впасть в один из грехов, поименованных и запрещенных в главах, которые мы изучаем, и в других частях Писаний; но мы должны быть уверены, что если Бог запрещает нам творить тот или иной грех, это доказывает, что человек действительно способен его совершать. Божественная мудрость не сооружала бы плотины, если бы не существовало потока, течение которого следует остановить. Ангелам бесполезно было бы запрещать красть; но человеческой природе свойственно воровство, и потому повеление Божие относится к нему. То же можно сказать и о всех запрещаемых Богом поступках: запрещение какого-либо действия доказывает склонность к нему.

Кто-то возразит, что если некоторые испорченные члены падшего человечества и способны впадать в постыдные грехи, запрещаемые в Священном Писании, остальные, однако, не способны на это. Но посмотрите на строки из 17-ой главы пророка Иеремии: "Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено." О чьем сердце говорит здесь пророк? Идет ли здесь речь о сердце какого-либо ужасного преступника, о сердце грубого язычника? Нет, здесь говорится вообще о всяком сердце человеческом, о сердце пишущего и о сердце читающего эти строки.

Послушайте еще, что говорит по этому поводу Мессия Йешуа:

Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления

Из какого сердца? речь идет вообще о сердце человеческом, о сердце пишущего и о сердце читающего эти строки.

Мы должны помнить, что, если бы Бог хотя бы на минуту отнял от нас поддерживающую нас благодать, нет беззакония, на которое мы оказались бы не способными. Мы можем с живою благодарностью в сердце ко Всевышнему сказать, что лишь исполненная милосердия десница Божия хранит и ограждает нас от всякого рода физического, нравственного и духовного падения. Да западет мысль эта глубоко в наши сердца, дабы нам ходить в мире сем осмотрительно и смиренно, опираясь на руку, которая одна может нас укрепить и предохранить от зла!

Но в недельной главе Торы скрыто еще другое драгоценное поучение. Мы видим, как чудно Господь усматривал все нужды Своего народа. Ничто не ускользало от Его заботливого ока; ничто не было ничтожным для Его отеческого попечения. Мать не отнесится к своему ребенку с большим вниманием, чем Всемогущий Бог, Творец и Владыка вселенной, относился к мельчайшим подробностям повседневной жизни Своего народа. Днем и ночью, бодрствовали ли они или спали, находились ли они дома или вне дома, Он заботился о них. При виде того, как Бог чудно все устраивал и усматривал для народа Израиля, наши сердца преисполняются удивлением, любовью и хвалой Ему. Бог усматривал все, - их одежду, их пищу, их взаимоотношения, постройку их домов, обработку и засевание полей, равно как и все малейшие подробности их частной жизни. Из этого мы видим, что для нашего Бога не существует ничего слишком малого, когда речь идет о Его народе. С отеческим вниманием Он вникает во все мельчайшие обстоятельства его жизни. Трудно представить себе, что всесильный Бог, Творец всех концов земли, Тот, Кто держит всю вселенную Своею десницею, дает указания относительно птичьего гнезда. Но нам не приходится удивляться этому, - мы знаем, что Ему одинаково легко напитать и воробья, и тысячи человеческих существ.

Но Израиль должен был особенно помнить, что Бог присутствовал среди них. Это должно было отражаться на всех их привычках, на всем их поведении.

Ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтоб избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои; а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного, и не отступил от тебя" (гл. 23,14)

Присутствие Его среди нас должно было оказать сильнейшее влияние на чистоту нашей жизни, на поднятие нравственности и на все наши повседневные привычки. Если пребывание Бога в древнем Израиле обеспечивало им победу над их врагами, оно требовало и святости их жизни. Никогда ни на одну минуту они не должны были забывать Того, Кто шел пред ними. И если кому-либо это могло быть неприятно, то только тем, которые не любили святости, чистоты и возвышенности души. Все истинные израильтяне должны были радоваться при мысли, что среди них был Тот, Кто ненавидел все нечистое, греховное и злое.

Насколько больше мы имеем преимущество и ответственность, осознавая факт, что Дух Святой живет в каждом из нас в отдельности. В 1 Кор. 6,19 мы читаем:

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои

Это относится к каждому верующему в частности. Каждая верующая душа - храм Духа Святого, и эта славная и драгоценная истина заставляет Апостола написать в Ефес. 4,30:

Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления

Как необходимо хранить эту мысль в наших сердцах! Как это должно побуждать нас хранить святость жизни и чистоту нашего сердца! Когда возникает опасность впасть в мысли, чувства и слова, неугодные Господу, как важно тогда нам ощущать что Дух Святой живет, как в храме, в наших сердцах! Если бы мы всегда это помнили, от многих легкомысленных и праздных слов, от многих непоследовательных действий. Дух Божий не только живет в каждом из нас, - Он пребывает и во всей совокупности Церкви Божией:

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3,16)

Это послужило основанием для увещания Апостола Павла, читаемого нам в 1 Фесс. 5,19. "Духа не угашайте". Каким совершенством дышит Писание, и какая тесная связь оказывается между всеми его частями! Дух Святой живет в каждом из нас, и поэтому нам не следует Его огорчать. Он живет среди Церкви, а потому не следует Его угашать, а надлежит давать простор Его действиям, отводить надлежащее Ему место в нашем сердце. Да укоренятся эти великие истины в Наших душах, да скажется их могущественное действие на нашем характере, на нашей частной жизни и на жизни всей Церкви.

Нет возможности описать подробно все те множество важный практических постановлений из недельной главы Торы изучаемых в наших синагогах каждый шабат. Но позвольте в связи с военной ситуацией в нашей стране акцентировать внимание на 9 стихе 23 главы книги Дварим:

Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого

Победа даруется Господом, который смотрит на сердце. Злые мысли, слова и дела способны привести к поражению, несмотря на военное превосходство; и, напротив, праведники малым числом могут одерживать победы над мощными врагами:

Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,– Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его. (Пс.146, 10–11)

Когда вокруг умножается зло, насилие, гибнут люди, поднимите ваши руки ко Всевышнему и наполните этот мир добром, любовью, милосердием.

Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8)