Недельная глава Торы, песнь Моисея, представляет собой одно из самых знаменательных и глубоких по красоте мест Священного Писания.

В этом отрывке Святой книги есть особенное повествование:

Когда Всевышний давал уделы народам, и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израиля (Второзаконие 32:8)

Удивительная картина развертывается здесь пред нашими глазами. Как мало людей понимают это и принимают во внимание. Многими упускается из виду факт, что первоначальное распределение земли между народами было устроено Всевышним именно ввиду "сынов Израиля". Рассматривая географию и историю с Божественной точки зрения, мы должны признать, что Ханаан и семя Авраама являются для Бога центром всех земных постановлений. Да, эта узкая полоса земли, расположенная вдоль восточного берега Средиземного моря, представляет собой центр Божественной географии; двенадцать же колен Израиля являются центром истории с Божией точки зрения. Как мало интересуются этим фактом и историки! Они описали земли и написали историю народов, своею обширностью и своим политическим значением, по человеческому мнению, далеко оставляющих за собой землю Израиля и ее народ; с Божьей же точки зрения все они являются ничем в сравнении с маленьким кусочком земли, который Ему благоугодно называть Своей землей и который, по Его собственному предопределению, составит наследие потомства Авраама, друга Его. Как верно, что мысли Бога - не наши мысли, и что пути Бога - не наши пути. Человек придает большое значение обширности той или другой страны, ее материальному положению, размеру ее доходов, хорошо обученной армии, могущественному флоту. Всевышний, напротив, ничего этого в расчет не принимает.

Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли (Ис. 40,21-23).

Эти слова указывают нам, почему, делая одну страну земли центром Своих планов и Своих намерений, Бог не избрал обширной страны, но оказал предпочтение этой стране, не имевшей, по человеческому мнению, никакого значения. Какое важное значение придается этой земле! Какие принципы проводятся в ней в жизнь! Какие важные события произошли в ней! Как многое уже осуществилось в ней, и сколько еще планов и намерений Божиих в ней осуществляется! Никакое место на земле не представляет для Бога такого интереса, как земля Ханаана и город Иерусалим. В подтверждение этого Писание приводит многочисленные доказательства. Близится время, когда очевидные события совершат то, чего не могло сделать самое ясное свидетельство Писаний: они убедят людей, что земля Израиля была, есть и будет вечным центром планов Всевышнего. Все народы, которым придавалось какое-либо значение, которые вызывали к себе какой-либо интерес, которым вообще отведено место на богодухновенных страницах, обязаны этим только тому, что они так или иначе были связаны с землею Израиля или с ее народом.

Следующий стих продолжает раскрытие тайны о взаимоотношениях Господа с Его народом:

…Ибо часть Господа народ Его, Иаков – наследственный удел Его. (Втор. 32, 9)

Слово חלק ‹хе́лек›, «часть», означает, в числе прочего, участок земли или долю имущества, принадлежащие известному владельцу. В этом смысле Израиль является «уделом» Всевышнего, поскольку состоит в завете с Ним (что и объяснено во второй части стиха).