История Хануки

Наступление праздника Хануки торжественно возвещено зажжением девятисвечника – Ханукии. Праздник Ханука- это обновление, праздник света, радости, веселия, игр и подарков. Слово Ханука означает ритуал освящения нового дома. Мы вспоминаем освящение храма, осквернённого идолопоклонниками. И вспоминая древнюю историю, давайте подумаем о светильнике нашей души. Как сказано в Священном Писании:

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы. (1Кор.3:16,17)

Горит ли в нас Божий светильник или этот храм осквернён и требует обновления и покаяния.

История праздника Хануки

В 537 г. до н.э. персидский царь Кир победил Вавилонскую империю и разрешил евреям вернуться в Израиль после известного 70 летнего Вавилонского пленения. В 517 г. на руинах первого Храма, который был построен за 7 лет и простоял 410 лет, был отстроен за 4 года второй Храм, священник Ездра восстановил чтение, изучение Закона Божьего – Торы.

Александр Македонский, разбив наголо войско персов, захватил Иудею в 312 г. до н.э.. cбылось пророчество Даниила

И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великой властью и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным и не к его потомкам перейдет и не с тою властью с которой он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим кроме этих (Дан. 11: 3-4 )

Александр Македонский создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Он сумел не только покорить наиболее важные государства восточного Средиземноморья, но и заложить основы греческой культуры, являющейся культурой новой эпохи. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры при условии, что ты "добавляешь" их к греческому ядру. За 12 лет своего царствования Александр Македонский во всех завоеванных странах с энтузиазмом насаждал эллинистическую культуру победителей. Все, кто хотел преуспеть в жизни, должны были приобщиться к ней. На греческом языке говорили правительство и администрация, предприниматели и торговцы; греческая литература была обьявлена образцом для подражания. К культуре народов Востока (Сирии, Персии, Израиля, Египта) победители относились как к чему-то второстепенному. Эти чувства разделяли и наиболее амбициозно настроенные представители покоренных народов. Для удерживания власти Птолемеи в Египте и Селевкиды в Сирии создали сильные авторитарные системы правления, которые они возглавляли, по примеру ближневосточных владык как «богоданные повелители». Последние три века были свидетелями сложного процесса «эллинизации» Востока и «овосточивания» греческой культуры. В результате создалась сложная, многогранная культура, получившая названия «эллинизма». Эллинизму пришлось столкнуться с иудаизмом Израиля, и Ханука является историей этого конфликта.

Сверхдержава Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники бились насмерть двадцать два года, деля ее на куски. В результате Египет достался Талмаю (Птоломею), а Сирия - Селевкесу. Эрец Исраэль (земля Израиля) около ста лет относилась к египетской монархии, а с 3559г. (200 г. до н.э.) перешла под власть сирийцев.

Так на арене истории складывается новый феномен - эллинистическое царство и эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки людей, окружающих царский трон.

В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занимает Антиохос Четвертый, по прозвищу "Эпифанос", "Великолепный". Его предшественников не очень занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги, этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемое для обеих сторон "статус-кво". Антиох же огнем и мечом насаждал греческий язык и культуру. Это "приобщение" к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь является еврейская Традиция и Тора, он попытался запретить и то, и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников.

За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Наместник Антиоха в Иудее Апустумус 25 кислева 167 г. до н.э. осквернил Храм, заставив принести на алтаре в жертву свинью. В Храме был установлен идол Зевса. Жестокие меры предпринятые Антиохом по отношению к иудеям привели к обратному результату, вызвав упорное сопротивление израильского народа. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Вскоре после осквернения храма в маленький городок Модин на северо-западе от Иерусалима, прибыл сирийский отряд. Сирийцы установили на площади жертвенник, согнали жителей и потребовали, чтобы те принесли жертвы идолам и отреклись от своей веры. В толпе находился престарелый священник Матитьягу бен Иоханнан Хашмоней из рода Иояирова со своими пятью сыновьями Йохананом, Шимоном, Йегудой, Эльазаром и Йонатаном. Именно Матитьягу, как самому уважаемому в Модине человеку и было предложено в обмен за вознаграждение, титулы и дружбу царя принести жертву идолу. После отказа Матитьягу, один еврей из толпы вышел, чтобы принести идольскую жертву. Матитьягу бросился на отступника, убил его, царского посланника и разрушил жертвенник. С этого момента началось восстание. Освободительную войну возглавил сын Матитьягу Йегуда, получивший прозвище "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения "Ми камоха баэлим, Гашем!" - "Кто подобен Тебе, Всевышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, которые выходили в бой с именем Всевышнего на устах. войны, которые они вели, вошли в историю, как Маккавейские войны. Это была Божья война. Иначе как объяснить, что малочисленные, необученные и плохо вооруженные пастухи, земледельцы и ремесленники одерживали одну победу за другой над регулярной, хорошо вооруженной армией сирийцев. Их не спасло даже самое страшное оружие того времени – боевые слоны, так как Сам Бог заступился за свой народ. После нескольких лет освободительной войны Иудея приобрела полную политическую независимость.

25 кислева 3622г. или 138 года до н.э. Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни храмового светильника, но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. И все же, было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

В изложении Талмуда, сама победа малочисленной и слабо вооруженной партизанской армии макавеев над практически неограниченными силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же рассказа - кувшин с елеем и на нём печать первосвященника, которая сохранилась в неприкосновенности. История чуда изобилует удивительными деталями, каждая из которых как бы кричит: "He пройди мимо истинного урока Хануки, доберись до ее истинной сути!". Когда народ порабощен другим народом, нет ничего естественнее желания сбросить ярмо и добиться национальной независимости. Но что дальше? Каким будет этот народ, какой будет его страна назавтра после долгожданной свободы? Нет общего ответа на этот вопрос. Для евреев чудо освобождение не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. Истинным моментом свободы была минута, когда коаним (священники) зажгли храмовый светильник-менору. И сегодня, так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с "чистым маслом" в своей душе. И порой необходимо мужество и решимость, чтобы зажечь его, но именно тогда этот слабый огонек разгорится в яркий свет истинной еврейской веры Истинная свобода в нашем понимании, это принять Божьего помазанника мессию Йешуа, Который пришёл очистить освятить и обновить наши души - храм Божий, освободив его от идолов, чтобы на престоле сердца был Бог. Сейчас, когда во многих окнах горят огни ханукии, как актуальны слова нашего Спасителя:

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:14-16)