Освобождение Иерусалима в 1967 году

Ханука является праздником, начало которого находится за пределами Танаха. С другой стороны он прямо связан с Иерусалимом и проводился ежегодно в течение более двух тысяч лет. Его начало проистекает из того времени, когда еврейский народ жестоко преследовался сирийским царём Антиохом Эпифаном.

На обратном пути в Египет, где он был лишён плодов победы из-за вмешательства Рима, Антиох достиг Иерусалима в субботний день 168 года до н.э. Набожные евреи не защищались, поскольку это была суббота, и множество их было убито. В наивысшем деянии осквернения он принёс в жертву свинью на алтаре в Храме и смешал её кровь с кровью жрецов. Соблюдение еврейской религии было запрещено под страхом смерти. Сирийские солдаты в городе Модиим, несколько километров от Иерусалима приказали принести жертвоприношение греческим богам, и когда один человек согласился сделать это, Маттафиас, старый священник, убил его и убежал в горы Иудеи, так как он знал о последствиях своего поступка.

Это послужило сигналом для восстания, и очень ясно видна рука Бога в последовавших событиях. В 165 году один из его сыновей, Иуда, ввёл повстанцев в Иерусалим и искоренил сирийцев из города. Через три года после осквернения сирийцами Храма, он был очищен и снова освящен 25 Кислева по еврейскому календарю. Во время освящения была зажжена семисвечная менора, в которой было достаточно масла только на один день, но менора горела чудесным образом в течение восьми дней, пока не было приготовлено новое масло. После этого посвящение празднуется ежегодно 25 Кислева (в декабре) и праздник известен как Ханука, Праздник Света.

В Писании записан случай, когда Мессия был в Храме, и:

настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом (От Иоанна 10:22,23)

Он уже объявил:

Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (От Иоанна 8:12)

Ранее постройка Второго Храма началась 24 Кислева. в девятом месяце еврейского календаря. Эта дата была трижды заявлена пророком Аггеем с тройным напоминанием придерживаться её. Определённо повторение важно в свете того, что

слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего говорит Господь Саваоф (2:9)

24 день месяца Кислев является важным, поскольку он указывает, когда был заложен фундамент Храма, и также содержит обещание будущего благословения:

Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня. когда основан был храм Господень; обратите... а от сего дня Я благословлю их (2:18,19)

Также как Ханука берёт свое происхождение из освобождения Иерусалима 25 Кислева, также и 24 Кислева является значительной датой, в том, что она относится к позднему освобождению Святого Города в совершенно других обстоятельствах.

Освобождение Иерусалима в 1917 году

Двадцать четыре столетия бурной истории Израиля, со времени данном Аггеем, видели разрушение Второго Храма. Они видели полное уничтожение Иерусалима, и начавшуюся длинную темную ночь рассеяния среди нееврейских народов В 1917 году объединённые силы под руководством генерала Алленби, вырвали Святую Землю, и в особенности Иерусалим, из под власти Оттоманской Империи. Под прикрытием темноты 8 декабря турецкие войска оставили Иерусалим незащищённым, так что он был захвачен без единого выстрела, хотя и разведывательный самолёт летал над городом на рассвете 9 декабря (24 Кислева того года). И действительно значительно то, о чём писал пророк Исайя:

...как лев, как скимен, ревущий над своею добычей... так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его. Как птицы — птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет (31:4,5)

Освобождение Иерусалима в 1967 году

Еще не наступило время для полного понимания пророчества Аггея и соответствующего благословения. Однако существует очерёдность, которая связана с судьбой Иерусалима и его освобождением от нееврейского господства. Согласно Закону Моисея каждые пятьдесят лет должен отмечаться Юбилейный Год, после того как собственность вернулась к законному владельцу, и все израильтяне, работающие как рабы, освобождены:

И освятите пятидесятый год... да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратись в свое племя (Левит 25:10)

Пятьдесят лет спустя после частичного освобождения Иерусалима от турецкого владычества в 1917 году, Старый Город был полностью освобождён 7 июня 1967 года. Это драматическое событие закончило почти две с половиной тысячи лет нееврейского контроля, когда Иерусалим вернулся к его первоначальным владельцам. Возможно, освобождение Иерусалима было наиболее значительным событием нашего времени в свете пророчества Аггея, а также знак данный Мессией Иешуа в отношении конца нееврейского контроля Иерусалима. Он говорил о Своём возвращении и конце времён:

И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (От Луки 21.24)

Нееврейские народы ещё собирутся, чтобы захватить контроль над Иерусалимом. Они даже будут готовы начать войну для этого, и мы видим, что сцена уже подготовлена. Но согласно Слову Божию, хотя они и будут успешны на время, но это будет пока «не окончатся времена язычников», и Бог Авраама, Исаака и Иакова скажет последнее слово Он сделает Иерусалим «славою на земле» (Исайя 62:7), и это Его город, «город великого Царя» (Псалтирь 47:2).