Иешуа на Пэсах

Шалом!

Сегодня мы поговорим об одном из самых известных еврейских праздников во всём мире – празднике Пэсах или Пасхе. В Библии сказано

И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.

Начало праздника Пасхи возвращает нас к 12 гл. книги Исход. С 1–го стиха мы читаем:

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.

Пасхальное искупление из Египта изменило систему отсчета времени в Израиле. Это событие было настолько важным для Бога, что Он перестроил календарь еврейского народа. Свое существование, как народ евреи начали именно тогда с месяца Нисана. Праздник Пасхи был один из трех праздников, в которые было заповедано всему еврейскому народу приходить в Иерусалим для поклонения Всевышнему. Пасхальный обряд был воспоминанием об историческом искуплении Израиля из египетского рабства, хотя столь же важной была скрытая символика великого будущего искупления, благодаря которому для всех людей, евреев и язычников откроется возможность вступить с Творцом в новые, вечные отношения, освобождаясь от рабства греха. Это искупление должен был совершить грядущий Царь-Мессия. Библия – Святое Божье послание к людям открывает нам, что когда пришла полнота времени на Землю, стремительно несущуюся во грехах и пороках в ад, во исполнение древних пророчеств, сошел Сын Божий, Мессия Йешуа (Иисус Христос).

Родившийся чудесным образом в бедной семье, Он с детства восхищал и удивлял людей словом мудрости. Выйдя на служение, Он учил толпы людей Божьим истинам, исцелял больных, открывал глаза слепым, поднимал на ноги хромых, воскрешал мертвых, являл чудесную власть над силами природы. Многие надеялись, что Он Тот, Кто освободит народ от притеснителей и установит Царство Божье на земле. Ожидания возросли, когда Йешуа на последней неделе перед Пасхой, исполняя древнее пророчество Захарии, въезжал на молодом осле в Иерусалим. В Евангелии от Матфея 21глава с 8 стиха сказано

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!.

На Ближнем Востоке, когда приветствовали великих царей, отрезали пальмовые ветви и клали их перед царем. Они называют Его «Сын Давидов» в то время один из самых распространённых титулов Мессии. Еще они говорили: «Благословен Грядущий во Имя Господне!», употребляя слова 117-го псалма, который использовался в Пасхальном служении. В древних еврейских комментариях написано:

Если вы видите Мессию Входящего, как вы должны приветствовать Его? Благословен Грядущий во Имя Господне!.

Таким образом, народ принимал Йешуа как Великого Царя и Мессию. Верные последователи и противники внимательно наблюдали за Йешуа в течении последних дней перед Пасхой. В канун празднования Пасхи Йешуа посылает двух учеников приготовить все необходимое для ритуального ужина, называемого Пасхальным Седером. «Седер» – буквально, порядок, но здесь обозначает упорядоченную церемонию и трапезу, которой начинается неделя празднования Пасхи. Именно на этом праздничном ужине, Йешуа, накануне своей смерти объяснил полный смысл и образы Пасхального воспоминания. Сопоставляя повествования евангелистов с древним Пасхальным порядком служения, мы четче и яснее поймем слова и действия Мессии Йешуа.

Перед праздником комната тщательно, до последней крошки освобождалась от квасного хлеба. Начинался праздничный ужин с молитвы благословения над чашей вина или виноградного сока, которая называлась чаша освящения и символизировала отделение праздничного дня от обычных и посвящение служения Господу. Именно об этой чаше писал евангелист Лука в 22 главе с 17стиха

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

Далее шло ритуальное омовение рук, совершавшееся хозяином, и отделявшее от остальных участников праздника, показывая, что он самый важный из собравшихся за столом. Йешуа, используя обычный ритуал, преподал прекрасный пример любви и смирения, омывая ноги ученикам

… встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Евангелие Иоанна 13глава. Сын Божий, Властелин вселенной склонился у рыбацких ног, исполняя унизительную обязанность раба. Он омыл ноги даже Иуде!

В этой статье я не буду раскрывать значения всех символов пасхальной вечери, давайте остановимся на самых главных. В центре Пасхального Седера стоит рассказ о тяжести египетского рабства и о могуществе Всевышнего. Учитель древности Гамалиил говорил:

Всякий, кто в Песах не рассказал о трех предметах, обязанности своей не выполнил:
Эти предметы:
  1. Песах (Пасха) – пасхальный ягненок;
  2. Маца - пресный хлеб;
  3. Марор – горькие травы.

Песах – воспоминание о пасхальном ягненке, кровь которого спасла народ от гибели, и смерть не вошла в дома тех, кто стал под защиту этой крови.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его
… Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую (Исход 12 гл)

Кровь агнца защитила народ Божий от гнева Всемогущего. Каждая семья выбирала самого лучшего, здорового, однолетнего ягненка, и в течении четырех дней держала его в доме, чтобы убедиться, что он здоров и не имеет изъянов. За это время он становился любимцем всего дома. И вот теперь глава семьи должен был пролить его кровь. Мучительный и скорбный урок. Святость Бога требует осуждения греха, цена этого осуждения очень велика. Только это может предотвратить наказание и гибель семьи. Пасхальный агнец – величайший из многих ясных и глубоких прообразов Мессии Йешуа, распятого за грехи человечества. Божий пророк Иоанн Креститель, увидев Йешуа, сказал:

Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира

Йешуа единственный без пятна и порока, безгрешный Сын Божий мог стать жертвой за грехи рода человеческого. Следующий елемент Пасхальной вечери – маца. Бог требовал не только пролития крови, но и удаления всей закваски из дома. Буквально маца напоминает о стремительном выходе из Египта, когда тесто не успело заквасится и потому испекли пресные лепёшки. В духовном же смысле закваска это символ греха, символ гордыни человека, который хочет жить и поступать по-своему.

Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Мессия, заклан за нас. (1 Кор.5:7)

Павел описывает бесквасный хлеб, как символ чистоты и истины, говорящий нам, что Бог силен очистить человека, приходящего к Нему от всякого греха. Здесь уместно заметить, что печь пасхальные куличи совсем не библейская традиция. Тем более, недопустимо называть эти куличи Пасхой, потому что Пасха наша – Мессия. До сих пор в еврейских семьях сохранился обычай класть на праздничный стол три мацы. В начале пасхального ужина средняя маца ломалась, её большая часть, называемая Афикоман, заворачивалась в ткань и пряталась. Греческое слово «Афикоман» переводится «Грядущий» или «появится позже». В конце ужина Афикоман находили, разворачивали и радовались. Здесь мы видим удивительнейший символ распятия, погребения и воскресения Мессии Йешуа и великая радость тех, кто принимает Его Воскресшего, Вознёшегося и вновь Грядущего во славе. Марор – горькая зелень, символ тяжести Египетского рабства, съедается вместе с мацой, обмакивая в харосет, специальное блюдо напоминающее глину. Марор также символизирует горечь и тяжесть греха. В Евангелии от Иоана сказано

Йешуа отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

Подавая Иуде мацу с марором, Йешуа давал ему ещё один шанс отвергнуть грех и остаться с Господом.

И когда они ели, Йешуа взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матфея 26:26-28)

Йешуа взял хлеб и чашу, чтобы во исполнение слов пророка Иеремии заключить новый завет и дать всем своим последователям заповедь воспоминания своих страданий.

Чаша, которую Йешуа взял, была третья из четырех чаш седера и считалась самой главной. Она называлась «чашей благословения» или «чашей искупления». Именно об этой чаше говорит Павел в 1Кор.10:16

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Мессии? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Мессии?

И как в Египте кровь ягнёнка защитила первенцев от гибели, так и кровь Мессии Йешуа защищает человека от вечного наказания за грех – мучений в озере огненном. Никто в Египте не спасся из-за своей национальности или потому что знал, что кровь ягненка сильна освободить от гибели. Необходимо было стать под защиту этой крови, помазав косяки дверей жертвенной кровью. Национальность, положение в обществе, богатство, добрые дела и знание о Боге не даруют вечного спасения. Нужно стать под защиту крови Мессии Йешуа, доверив ему всю свою жизнь и верой приняв обещанное искупление. Йешуа спасает не только от ада. Искренне кающегося грешника он освобождает от рабства греха, вместо жалкого существования Он даёт жизнь с избытком, сверхъестественным образом перерождая всё естество человека, меняя чувства, желания, стремления.