Праздник СуккотПраздник Кущей является одним из праздников, заповеданных Богом Израилю уже почти три с половиной тысячи лет тому назад.  Мы читаем в 23 главе книги Левит:

Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей... в кущах живите семь дней..., чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Лев. 23:34, 42-43)

Праздник Кущей был наравне с Пасхой и Пятидесятницей одним из праздников, посещение которых было обязательно для взрослых иудеев, живших в пределах 24 километров от Иерусалима. Этот праздник имеет много названий: праздник Восхождения в Иерусалим (Исх. 34:23), праздник Кущей или Шалашей или Суккот, праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния воды, с просьбой дождей для будущего урожая, а чаще всего его называют "время нашей радости".  Он был самым популярным праздником, и потому его иногда называли попросту праздником (3 Цар.8,2), а иногда - праздником Господним (Лев. 23,39). Это был в высшей степени благодарственный праздник.  В законе было специально сказано, что он должен праздноваться

в конце года, когда уберешь с поля работу твою (Исх. 23,16)

Это был даже не просто праздник благодарения за один нынешний урожай - это была радостная благодарность за щедрость Божию, сделавшую жизнь полной и счастливой. Римский историк Иосиф Флавий назвал его "наисвященнейшим и величайшим праздником иудеев". Этот праздник был не только для богатых - по закону во всеобщей радости должны были участвовать слуги, чужестранцы, вдовы и бедные. Само же название праздника произошло от слова "сукка", в переводе оно означает "шалаш".

Во время всех 8 дней праздника Тора заповедует жить всей семьей во временных постройках, специально сделанных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение сорока лет. На протяжение всего праздника люди оставляли свои дома и жили в палатках. Во время праздника эти палатки возникали везде: на плоских крышах домов, на улицах, на городских площадях, в садах и даже во дворцах Храма. В законе было специально указано, чтобы эти палатки, эти шатры были не долговременными сооружениями, а строились специально для этого праздника. Стены их делались из жердей и ветвей с листьями, эта конструкция должна была защищать от непогоды, но не должна была закрывать совсем солнца. Крыша должна была быть покрыта тростником, но так, чтобы ночью видны были звезды. Значение этого заключалось в том, чтобы напоминать людям о том, что когда-то они были бездомными странниками в пустыне, без крыши над головой (Лев. 23,40-43),

чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской.

У древних семитских племен кущи или шалаши служили укрытием от палящего палестинского солнца, от вечерней прохлады и дождя.

В Библии говорится о времени, когда Бог над всеми праведниками сделает большое укрытие или шалаш:

И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров, И будет шатер (сукка) для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя (Ис 4:5-6)

Заповедь "жить семь дней в шалашах" была не только напоминанием о жизни праотцов после исхода из Египта, но имела много других целей, которые мы сегодня рассмотрим. Раввины считают, что шалаши напоминают столп облачный и столп огненный, окружавшие и защищавшие стан евреев в пустыне. Обитание в шалашах показывает нам, что мы должны помнить, как Бог заботился о своем народе, и что только Господь - наш единственный источник безопасности и мира. В Евангелии от Иоанна написаны такие слова про Иешуа:

И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца (Ин. 1:14)

Здесь говорится о том, что Иешуа - Слово Божье, по-гречески - Логос - стало плотью и присутствует среди нас. Греческое слово, переведенное в Библии как "обитало среди нас", является переводом еврейского слова, которое означает скинию собрания, где обитала слава Божья. "Скиния" на иврите - "мишкан" (обитель) или "микдаш" ("святилище"). Слово "микдаш" указывает на действие, требуемое от сынов Израиля: освящать себя удалением от запрещенного. Слово "мишкан" от корня "шахан ("обитать") указывает на обещание Всевышнего обитать среди сынов Израиля:

Ликуй и веселись, дочь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь (Зах. 2:10)

Таким образом, Иешуа - Тот Самый Господь, который пришел и поселился среди Своего народа, и Он является нашим единственным "спасительным шалашом", в котором мы можем найти защиту от врагов, помощь и восполнение всех наших нужд при условии, что мы будем постоянно хранить себя в чистоте и неоскверненности мирскими похотями и грехами.