Празднование Кущей подходит к концу и сейчас давайте рассмотрим проповедь на этом в контексте традиций празднования Кущей.

Талмуд описывает что в конце первого дня празднования Суккот левиты (колено священников) выходили в женский двор храма, сооружали четыре громадные меноры (семи ветвяные светильники). В них заливалось масло, и эти светильники светили так ярко, что освещался весь Иерусалим. Меноры стояли высоко и были хорошо видны далеко за пределами города. После зажигания гигантских менор все пришедшие на праздник люди с восторгом смотрели на них. И в этот момент были так актуальны слова Йешуа -

...Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Иоанн 8:12)

Йешуа говорил им о том, что Он есть Мессия и что Он является источником духовного света, благодаря которому мы можем избавиться от духовной тьмы. Ведь без света легко споткнуться, упасть, потеряться и даже погибнуть.

Давайте также послушаем проповедь Йешуа из 7 главы Евангелия Иоанна с 37 по 39 стихи:

В последний же великий день праздника стоял Йешуа и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Йешуа еще не был прославлен

Первый день праздника и последний называли великими, потому что и Закон последний день праздника называл святым (Лев. 23, 35. 36). Следуя сему, и евангелист называет последний день великим. Справедливо Он обращается с речью к народу в последний день и тем как бы напутствует его на обратный путь домой

Участники праздника должны были взять

ветви красивых деревьев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и вербных (Лев. 23,40)

Саддукеи говорили, что из этого материала следовало строить кущи, фарисеи же говорили, что эти ветви участники должны были принести с собой в Храм, и, конечно, народ выбирал точку зрения фарисеев, потому что тогда они могли участвовать в живописной церемонии. Именно эта церемония имеет прямое отношение к отрывку и к словам Йешуа. Совершенно очевидно, что Он имел в виду эту церемонию, а может быть, она даже служила непосредственным фоном Его словам. Каждый день люди приходили со своими пальмовыми и вербными ветвями в Храм, образовывали из этих ветвей своего рода экран или крышу, и шествовали вокруг большого жертвенника. В это же самое время проходила процессия священников, направляясь к бассейну Силоам, сопровождаемая толпами людей. Кохейн Хагадол (Первосвященник) проходил через «водяные ворота» за водой для церемонии излития. Золотой кувшин, вмещавший около полутора литра, наполнялся водой из этого искусственного водоема и доставлялся в храм сопровождаясь группой играющих и поющих псалмы священников и ликующего народа. На следующий день эта вода изливалась на медный жертвенник как символ излития Святого Духа во время прихода Мессии. Народ же продолжал двигаться по улицам, следуя за священником. Прийдя на церемонию черпания воды сразу после пения писания:

И с радостью будете черпать воду из источников спасения (Исаия 12:3)

Воду приносили в Храм и выливали на жертвенник, как жертвоприношение Богу. В это время хор левитов пел под аккомпанемент флейт, Псалмы 112-117. Каждый раз, дойдя до слов "Славьте Господа" (Пс. 117,1),

О, Господи, спаси же (Пс. 117,25)

и, наконец, до заключительных слов "Славьте Господа" (Пс. 117,29), присутствовавшие громко славили Бога, размахивая пальмовыми ветвями.

Вся драматическая церемония представляла собой яркое благодарение Богу за Его чудный дар - воду, и драматизированную молитву о дожде, и память о воде, ударившей из скалы во время странствования по пустыне. В последний день эта церемония была еще впечатлительней: они обходили вокруг жертвенника семь раз в память о том, что иудеи семь раз обходили вокруг стен Иерихона, после чего стены его пали и город был взят. Может быть в тот самый момент, прозвучал голос Йешуа:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей

Слово спасение на иврите звучит «иешуа» и понятно, что Исаия написал эту песню о Мессии. Конечно Йешуа тогда не говорил о физической воде, он говорил о том, что вода символизировала в литургии черпания и изливания. Он говорил о Духе Святом. Последняя строка этой песни о Мессии говорит:

Веселись и радуйся жительница Сиона: Ибо вовек посреди тебя Святой Израилев. (Исаия 12:6)

Святой Израилев не может быть никем иным как самим Мессией, потому что только Бог пребывает вовек. Йешуа как бы говорил:

Все эти песни, обряды и традиции, всё что вы видите вокруг, всё это обо Мне. Вы славите и благодарите Бога за воду, которая утоляет жажду ваших тел. Приходите, если вы хотите воды, которая утолит жажду ваших душ

Он использовал этот драматический момент для того, чтобы призвать людей к тшуве, покаянию, обратить их мысли к Богу и к вечности.

Некоторые евреи, видя перед собой множество чудес и знамений которые совершил Йешуа в те дни, поверили в то, что Йешуа был Мессия Израиля, посланный от Бога, многие отвергли его. Сегодня тот же самый выбор стоит перед всеми нами - принять Йешуа как Мессию и Господа или не поверить Его словам и делам. Йешуа умер и пролил Свою невинную кровь за грехи людей, искупив от грехов верующих в Него. Он стал совершенной жертвой, пробразом которой были все жертвы Израиля. Он исполнил пророчества великих пророков Израиля. Черед теперь за нами - принять вечную жизнь или отвергнуть ее. Поверить в Мессию Йешуа и довериться Ему с прощением наших грехов или хладнокровно отвергнуть Его любовь к нам.