Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур. Поэтому, согласно со всеми словами сего письма и с тем, что сами видели и до чего доходило у них, постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. (книга Есфирь или Эстер 9:26-28)

Праздник Пурим - это радостный день, так как именно в этот день мы отмечаем чудесное избавление Богом своего избранного народа от уничтожения в Персидской империи. Книга Естер ярко описывает нам историю этого праздника, которая связана со многими персо¬нажами. Имя этому празднику дано по имени жре¬бия (пур) который бросал Аман, чтобы уничтожить народ Израильский. В книге Исход также рассказывается о том, как Господь освободил евреев от рабства и смерти (но не в Персии, а в Египте), совершив чудеса, поразившие как евреев, так и египтян. Однако, эти истории существенно отличаются друг от друга: тогда как в Исходе Бог действует открыто, т.е. Его присутствие несомненно, в Есфири Его имя даже не упоминается в тексте. Из-за этой особенности, многие богословы считали, что Эсфирь напрасно была включена в библейский канон. Но, по мнению авторов Талмуда, кажущееся отсутствие Бога на страницах книги Есфири связано с тем, о чём Господь предупреждал сынов Израиля в 31-й главе Второзакония:

Я сокрою лице Моё (от Израиля) в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам (Втор. 31:18).

Этот стих, по мнению иудейских учёных мужей, как раз предсказывает то, как Бог «сокроет лице Своё» от непокорного народа Израиля именно в период времени, описанный в книге Естер. Это мнение подтверждается тем фактом, что слова „Я сокрою” и „Естер” на иврите звучат и пишутся одинаково. Другими словами, „сокрытие” Бога (отсутствие упоминаний о Нём) в книге Естер, отражённое даже в самом её названии, является результатом идолопоклонничества Израиля и нарушения им первой из 10 заповедей ("да не будет у тебя других богов пред лицем моим" - Исх. 20:3). Несмотря на то, что Бог как бы „отсутствует” на страницах Эсфири, нет никакого сомнения в том, что Он присутствует в судьбе своего избранного народа - словно за сценой, на которой происходит действие. Каждый раз, когда Господь вершит суд над непокорным Израилем, Он, согласно Своему обету, сохраняет от смерти остаток, и, таким образом, обеспечивает выживание евреев как нации. Абсолютно невозможно заставить Господа полностью отказаться от избранного Им народа. В книге пророка Иеремии 31:35-37 сказано:

Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь.

Израильский народ перестанет существовать лишь тогда, когда солнце, луна, звёзды и ревущие моря будут уничтожены. Кроме того, Израиль будет отвергнут Богом только в том случае, если небо будет измерено, а основания земли – исследованы. Всё вышеперечисленное - невозможно. Божий обет состоит в том, что еврейский народ никогда не будет уничтожен, потому что Бог охраняет его Своим провидением. Ни Аман, ни Гитлер, ни Саддам Хусейн не способны одержать победу над Израилем, потому что Господь помнит и охраняет Свой народ от смерти, даже когда люди о Нём забывают или Его игнорируют. Точно так же, как и книга Исход, книга Естер повествует о том, как Бог предохранил евреев от уничтожения, и главная цель этого - сохранить родословную семени Авраамова, Мессии, который должен был родиться, чтобы благословились в нём „все племена земные” (Быт. 12:3, 26:4). И это центр книги Естер.

Книга Естер напоминает нам, что Бог никогда не забывает о своих обещаниях и намерениях, и твёрдо заявляет, что Он активно участвует в нашей жизни, даже тогда, когда мы этого не замечаем. Бог постоянно заботится о каждом человеке. Он не просто беспокоится о народах - Он заботится о каждом человеке в отдельности. Если Бог заботится даже о малых птицах, «и ни одна из них не упадёт на землю» без Его на то воли (Матфея 10:29), то разве не позаботится Он о нас, созданных по Его образу и подобию? У нас «и волосы на голове все сочтены» (Матфея 10:30) - Господь всё знает. Когда с нами происходят несчастья, мы считаем, что Бог не усмотрел за нами, не позаботился. Но это совсем не так. Он всё хорошо продумал, и у Него на всё есть Свой замысел и Своя цель. Когда с нами происходит что-то хорошее, мы часто объясняем это везением. Но и это неверно - Бог принимает активное участие в жизни людей, заботится о них, любит их. Что же требуется от нас? «Во всех путях познавать Его (Бога)» (Притчи 3:6), быть благодарными Богу за Его заботу и верить в Спасителя нашего Мессию Йешуа.

Бог обещал благословить весь мир через семя Авраама, Исаака и Иакова (Быт 22:18, 26:4, 28:14). Господь уберёг Израиль, чтобы Мессия мог явиться согласно Божьему обету. Бог не только спасает Свой народ от физического уничтожения, но и от духовной гибели: Он послал Сына Своего - Мессию, чтобы избавить нас от наших грехов.

Мысль о том, что Мессия должен был пострадать и претерпеть какое-либо унижение, не популярна сегодня среди евреев: они ожидают прихода сильного и могучего правителя-Мессию, который явится и, немедленно расправившись со злом, установит царство справедливости и праведности. Однако, подобно Эсфири, разделившей унижение и страдание своего народа в посте и молитве, перед тем, как обратиться к персидскому царю с просьбой об их избавлении, Сам Господь, в соответствии с предсказаниями пророков, разделил нашу участь, родившись в человеческом теле и добровольно приняв на себя смертельное наказание за наши грехи (Ис. 9:6, 53:5).

    В заключении хочу напомнить основные традиции Пурима:
  1. радоваться, веселиться, устраивать застолья;
  2. читать книгу Естер;
  3. раздавать подарки и еду друзьям;
  4. помогать нуждающимся и жертвовать на Божье дело.