Шабат сотворен первым

Шабат является венцом творения и первым среди всего, что Бог сделал святым:

И благословил Бог день седьмой, и освятил его (Бытие 2:3)

Суббота была создана для человека. Она устанавливает искупительную периодичность благословений и успокоения, при которой время становится освящённым, а жизнь человека входит в шалом - мир и покой, - задуманный самим Богом. Особое место Шабата описано в еврейском молитвеннике:

сотворённый последним, но по замыслу первый

В сущности, еврейская традиция может многому научить христиан: как видеть пользу и благословения в почитании Седьмого Дня, и, таким образом, может обогатить наши взаимоотношения со Святым Богом Израиля. Давайте обратим внимание на ряд принципов заложенных в шабате:

1. Шабат напоминает нам о том, что творение - прекрасно, а Творец - велик. С библейской точки зрения, мы не должны поклоняться творению, но также не следует его игнорировать либо пренебрегать им. Когда мы отделяем Седьмой День для Господа, то почитаем Бога как Творца и признаем моральное значение Его суверенности. Этический монотеизм, центральный для иудаизма и для христианства, основывается на неотъемлемой истине о сотворении, события которого описаны в книге Бытия. Именно суббота подчеркивает это.

2. Шабат является концом творения. Он одновременно указывает и на завершённость, и на конечную цель. Мир был сотворён «весьма хорошо», но лишь Бог в близком общении с человеком может сделать его святым. Шабат освящает творение. В Субботу человек и его Создатель особенным образом пребывают в единстве (яхад).

Вместе они создают «Шабат кодеш» - Субботу святости. Бог жаждет близкого общения с сотворенным Им человеком. Каждая чтимая Суббота, каждый освящённый седьмой день недели превращает ограниченный мир в обитель безграничного Бога, в место пребывания Его славы.

3. Шабат - это не результат естественного хода вещей. Он являет собой сверхъестественную возможность. Во Вселенском порядке нет прямых указаний на семидневный цикл.

Ни лунный месячный цикл, ни солнечный годовой цикл не делятся на семь. Более того, семидневная неделя, которая в наши дни воспринимается как нечто само собой разумеющееся, была чуждой для древнего языческого мира. Бог объявил Шабат святым Своим указом и Божественным постановлением. 

4. Шабат помогает нам почитать Творца, когда мы в послушании Его святой заповеди отказываемся от повседневной работы. Шесть дней в неделю мы трудимся для того чтобы восполнить свои собственные потребности. А в седьмой день мы полностью сосредотачиваемся на общении с Создателем, воспользовавшись прекрасной возможностью испытать свое ежедневное хождение перед Богом и подчинится Его господству. Шабат напоминает нам: «Господня земля» (Исход 9:29). И нам она вверена лишь на время. В Шабат мы провозглашаем Творца Царём подчеркивая Его всевластие. Только под Его царственной рукой мы переживаем полноту мира и покоя.

5. Шабат облегчает вход в полноту Божьего шалома. Просто выходной день, когда мы не идем на работу не приносит удовлетворения душе. Шабат - это не время отдыха, когда мы можем понежить себя, а, скорее, призыв к духовному обновлению. Мы приглашаем Бога, чтобы Он Своим Духом вёл нас «к водам тихим» (Псалом 22:2) и обновлял наши души. В назначенное время мы приготавливаем себя, а Святой Дух приходит и наполняет нас Божьим шаломом. В это освящённое время мы имеем прекрасную возможность для восстановления отношений с другими людьми. В шабат мы сосредотачиваемся на изучении Святого Писания, получая новые откровения для практической повседневной жизни.

6. Шабат это средство духовной дисциплины. Соблюдения Шабата приносит гармонию в наши дома и святость в наш мир.

Шабат противостоит человеческой склонности к идолопоклонству и эгоцентризму. Он возвращает сердца к Богу и Его ценностям.