Храм в Иерусалиме. Из Пасхальной Хаггады. Амстердам, 1695 годВолны завоеваний одна за другой захлестывали Эрец-Исраэль: ассирийцы, вавилоняне, греки, римляне, византийцы. Страна пришла в запустение. На месте прежних плодородных полей появились болота; террасы по склонам гор, сооруженные еврейскими землевладельцами, были разрушены. Торговые пути, по которым некогда шли вереницы караванов с пряностями и шелками, опустели.

Разоренная страна обезлюдела, народ постепенно покинул ее. Правда, ушли не все. Небольшое еврейское население всегда оставалось среди христиан и мусульман, поселившихся здесь. Но большая часть народа веками продолжала жить в рассеянии. Однако поколение сменяло другое, а положение оставалось прежним. Живые воспоминая о стране давно поблекли и потускнели, запах родной земли выветрился из памяти. Евреи усвоили языки народов, среди которых поселились, приспособились к их образу жизни. И все же они не забывали Эрец-Исраэль. Поэт Иехуда ха-Леви (1075-1141), живший в Испании, писал:

Сердце мое на востоке, а сам на западе я.
Нет вкуса у пищи моей, нет сладости у питья.
Смогу ли я исполнить клятвы, если в ярме Сион
И сам я раб у арабов, на привязи – для битья.
Что мне дары Испании, легко я забуду их,
Лишь только Святыню во прахе сумею увидеть я.

Эрец-Исраэль в воспоминаниях изгнанников

Долгие века рассеяния изгнанники хранили в памяти образ Эрец-Исраэль в пору ее расцвета. В этой воображаемой стране по-прежнему правили цари Давид и Соломон, Храм возвышался во всем своем блеске и великолепии, и евреи молились Богу Израиля на своей земле.

Еврейские паломники в Эрец-Исраэль повествовали в своих записках о путешествиях и в письмах о тех местах, которые были особенно дороги сердцам их читателей: о могилах патриархов, дворцах царей Израиля и Иудеи, пещере пророка Элияху (Ильи) и многом другом. Но главным в их описаниях был рассказ о Иерусалиме и о самом сердце его - Храмовой горе.

Любовь к Иерусалиму и к Храму видна в рисунках, которыми украшали манускрипты и печатные книги, прежде всего - Пасхальную Хаггаду.

Молитвы и обычаи, связанные с Эрец-Исраэль

Не только письма и записки паломников поддерживали память об Эрец-Исраэль и Иерусалиме. Ежедневно, преломляя свой хлеб и благословляя пищу, еврей произносил: "И отстрой Иерусалим, Святой город вскоре, в наши дни ... " И трижды вдень, повернувшись лицом в сторону Иерусалима, он молил:

Протуруби в большой шофар [возвещая о] свободе нашей;
И подними знамя, под которым соберется народ наш,
Рассеяный по свету;
И собери нас, всех вместе, с четерех сторон света
В нашей земле.
И в Иерусалим, город Твой, по милосердию Своему
Возвратись, и обитай в нем, как обещал Ты;
И престол раба Твоего Давида поскорее в нем утверди;
И отсрой [Иерусалим] в скором времени, в наши дни.

***
Отнесись благосклонно, Господь Бог наш, к народу Своему, Израилю,
И молитву его прими,
И восстанови службу в Святая Святых Храма Твоего...
И да увидим мы своими глазами, как вернешься Ты
По милосердию Своему в Сион.

Так в будни и в праздники, в дни печали и в пору веселья благодаря различным обычаям вновь и вновь пробуждались воспоминания об Эрец-Исраэль и о разрушенном Храме. Когда хоронили умершего, в изголовье клали мешочек с землей из Эрец-Исраэль. В месяц Ав, в который был разрушен Храм, не устраивали свадеб и обручений. Даже в дни празднеств и веселья у евреев к радости примешивалась скорбная нота. Жених, стоя под брачным балдахином ("хуппа" на иврите), разбивал бокал в память о разрушении Храма. Заканчивая постройку нового дома, один его угол оставляли непобеленным и некрашеным - тоже в память о разрушении.

Молитвы и праздники делали связь с Эрец-Исраэль особенно живой. Например, в Суккот (праздник, обычно выпадающий на октябрь-ноябрь) традиционно молились о дожде - ведь в это время в Эрец-Исраэль выпадали первые благодатные дожди зимнего сезона, от которых зависел урожай и отсутствие которых грозило засухой. Пусть в окна синагоги где-нибудь в Польше стучит проливной дождь - евреи молятся о дожде, потому что он необходим в Святой земле.

В праздник Ту би-шват ("новый год деревьев" в Эрец-Исраэль, приходится обычно на февраль) ребята старались принести в школу какие-нибудь плоды из тех, которыми славилась Святая земля, например, изюм или инжир (смоква). Учитель велел каждому, закрыв глаза, представить себе Эрец-Исраэль и попробовать плод, чтобы почувствовать его вкус. Школа тонула в глубоких снегах, от мороза трещали деревья, а в воображении детей вставали голубое небо, яркое солнце и зеленые холмы Эрец-Исраэль; для них она воистину была "землей, текущей молоком и медом", как сказано в Танахе. Разве не ощущали они на языке ее сладость?

Алия

На протяжении веков евреи совершали паломничество в Эрец-Исраэль, в одиночку или группами они пускались в дальний, трудный и опасный путь из Вавилонии, Йемена, Испании и Алжира. Те, кому удавалось преодолеть все трудности путешествия и добраться до святого города, обнаруживали, что:

... в городе царят разруха и запустение, Божий дом (Храм), наша святыня и гордость, сожжен, и все, что мило нашему сердцу, разрушено ... Святая Святых стала обиталищем шакалов ... чело Храмовой горы покрыли терновник и крапива ...
Одни разрушают и уничтожают ... другие устанавливают там идолов и служат им ...

Так писал Моше бен Нахман (Рамбан, 1194-1270), главный раввин Каталонии, вынужденный бежать из Испании после диспута, на котором он защищал еврейскую религию. Рамбан приехал в Эрец-Исраэль, восстановил в разрушенном монгольским нашествием Иерусалиме синагогу и еврейскую общину. Остаток своей жизни он прожил в Акко.

Многие еврейские паломники собирались в Иерусалиме, чтобы:

... Рыдать о Сионе, скорбящем по своим сыновьям ...
И пойти к могилам праведников в его окрестностях,
И оплакать мать и ее дочерей ...
Подняться на Масличную гору
И помолиться Творящему чудеса,
И преклониться пред Господом, Богом воинств.

Некоторые совершали паломничество в Эрец-Исраэль к концу жизни с тем, чтобы остаться в стране и быть в ней похороненными. Лишь немногие приезжали сюда поселиться и начать новую жизнь. Это было нелегко, а порою и невозможно.

Как говорилось в начале, в стране царило запустение. Чем было заняться здесь европейскому, вавилонскому или марокканскому еврею, добывавшему средства к существованию торговлей или ремеслом?

Более того, зачастую власти не позволяли евреям селиться в стране и даже совершать в нее паломничество.

Но положение резко изменилось с завоеванием Эрец-Исраэль турками-османами. Сюда сразу устремился поток паломников; некоторые из них приехали, чтобы поселиться в стране навсегда.

 

 

Реклама от спонсоров
Доска бесплатных объявлений Саргус в Киеве https://kyiv.sagrus.su/ это прежде всего простота и легкость в работе с сайтом. Разместите объявления на Sagrus, и клиенты сами найдут вас!