Судный деньВ месяце Тишрей мы входим в особое время еврейского календаря, называемое дни трепета, дни духовного анализа своего предстояния перед Всевышним, дни духовной переоценки и покаяния. Эти дни заканчиваются великим днём Искупления или Судным Днём.

В 23 главе книги Левит мы читаем:

также в десятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;

Еврейское название Йом Кипур означает день покрытия или сокрытия грехов. Слово кипур происходит от двух ивритских слов. Первое слово - кофэр, означает «денежный выкуп». Второе слово - капорет, значит «покрытие» или «сокрытие».

Йом Кипур - очень важный и торжественный день. Вечером ортодоксальные евреи направляются в синагогу. Служба начинается с чтения очень древней молитвы Коль Нидре - «Все Обеты» - которую в средние века ввели евреи-мараны в канон еврейских молитвенников. Исполненные печали, прекрасные звуки этой молитвы волнуют сердца так же, как они на протяжении многих столетий касались сердца наших предков.

Когда Иерусалимский Храм стоял во всем своем величии и красоте на горе Мориа, вся праздничность и вся торжественность этого дня сосредотачивались в Храме и в торжественном богослужении, совершаемом в нем первосвященником. После разрушения Храма и рассеяния еврейского народа день этот принял особый и строгий характер, сохраняя единую форму и одинаковое содержание во всех странах рассеяния и во всех еврейских общинах.

В этот день соблюдается строжайший пост, продолжающийся двадцать пять часов, читаются особые молитвы. Евреи почти весь последующий день проводят в синагогах. Обычно в этот день одеваются в белое - символ чистоты и безгрешности. Во всех поселениях и городах Израиля замирает обыденная жизнь. В канун праздника, с заката солнца и до появления звезд на следующий день транспортное движение прекращается. Радио и телевидение не работают. Даже нерелигиозные люди в этот день посещают синагоги или, по меньшей мере, остаются дома не нарушая общего затишья и покоя. Все без исключения магазины, рестораны и предприятия закрыты. 

В древности, когда существовал Иерусалимский Храм, на этот праздник приносились жертвы за весь народ Израиля. Первосвященник, назначаемый на каждый год, брал кровь животных, вносил за завесу в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, под которой внутри ковчега лежали скрижали, олицетворявшие Закон Божий. Одно из названий Закона на иврите мишпатим. Это слово происходит от древнееврейского слова мишпат, что значит «судья» или «правосудие».

Бог дал Закон, чтобы он охранял нас от преступлений и наказывал за нарушения, то есть Закон является судьей. Таким образом, обряд приношения крови животного на крышку ковчега символизировало гнев и наказание Божье, которые изливались на жертвенное животное вместо людей, а люди вместо суда получали прощение.

Библия учит нас, что для искупления человеческой души необходимо пролитие крови животного:

Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо сия кровь душу очищает (Левит 17:11)

Для чего же Всемогущему Богу потребовалось умерщвлять невинную жертву ради человека? В Библии сказано, что Бог свят, т.е. «отделенный от греха». Грехи каждого из нас караются вечной смертью, то есть вечным отделением от источника нашей жизни - Бога. Но, в Своей великой любви и благости, Господь дал людям повеление приносить в жертву кровь животных. Кровь является символом жизни. Она неотъемлемая часть живого организма, несущая в себе жизнь, объединяющая все ткани и органы в единое целое.

В День Искупления первосвященник приносил в Храме жертвы. Во-первых, за себя, свой дом и за всех сынов Аароновых. После этих жертв первосвященник приносил жертву за весь еврейский народ. Для последней жертвы предназначалось два козла. В книге Левит в шестнадцатой главе написано:

И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и пред крышкою...(Левит 16:15)

Для жертвенной службы в Храме предназначались два козла:

И бросит Аарон жребий об обоих козлах: один жребий для Господа, другой жребий для отпущения (Лев. 16:8).

Каким способом определялась их судьба? РаШИ так описал церемонию бросания жребия:

... Ставит одного козла справа от себя, а другого - слева. Опускает обе руки в урну и вынимает один жребий правой рукой, а другой - левой. И эти жребии возлагает на них (по одному на каждого) Козла с надписью «для Господа» священник убивал и его кровью окроплял крышку ковчега завета (Лев. 16:15), а на другого козла - козла отпущения (Азазель) - возлагал руки, исповедывал над ним все грехи израильтян и отпускал его в пустыню: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным в пустыню (Левит 16:21).

Отсюда и пошла современная поговорка «козел отпущения». Некоторые предполагают, что «Азазель» - это приношение сатане, или даже сам сатана, т.е. источник грехов и проклятий. Но Азазель - это скорее демонстрация того, что Бог прощает грехи Своему народу и посылает их обратно к их истокам.

В Библии есть похожее место в книге Левит 14:1-9, где рассказывается о жертве для очищения от проказы. Здесь говорится о двух птицах, одну из которых убивали, и ее кровью мазали прокаженного, а другую - живую птицу, отпускали. Затем брали иссоп, кедровое дерево и красную нить, макали все эти предметы в кровь убитой птицы. Потом красной нитью привя-зывали иссоп и кедровую ветку к живой птице и отпускали ее на волю. В этом отрывке Писания есть скрытый прообраз смерти и воскресения Йешуа. Кровь птицы и красная нить являются символом крови Йешуа Мессии, пролитой на Голгофе, иссоп - это символ греха, который Он взял на Себя, а кедровое дерево - это древо, на котором был распят Йешуа и, наконец, птица, выпущенная на свободу, - воскресение Мессии.

Во времена Второго Храма, когда ковчег завета был уже утерян и присутствие славы Божьей оставило Храм, к празднику Йом Кипур был добавлен новый обряд. Этот обряд описан в Талмуде, в трактате «Йома», а также в трудах известного еврейского летописца Иосифа Флавия. Этот обряд заключался в том, что на Йом Кипур к рогу «козла отпущения» привязывали красную нить и только после этого отпускали. Если Бог принимал жертву за Израиль, то красная нить превращалась в белую нить. Но в 30-ом году нашей эры, за сорок лет до разрушения Храма римлянами, красная нить перестала становиться белой. «Наши мудрецы учили, что в течение сорока лет служения Шимона Цадика... алый лоскут становился белым. После срока иногда становился белым, иногда нет... В течение последних сорока лет перед разрушением Храма... алый лоскут никогда не становился белым». Понимаете с момента смерти Мессии Йешуа на Голгофе Бог не принимал никакой другой жертвы.

В Талмуде содержится ещё одно удивительное свидетельство того, что смерть Йешуа внесла изменения в систему искупления. В момент смерти Иешуа на Голгофском кресте и Евангелия, и Талмуд, и историки свидетельствуют, что завеса в Храме разорвалась надвое. Эта завеса отделяла святилище от Святая святых, куда мог входить только первосвященник и только один раз в год, на Йом Кипур. Когда завеса в Храме разорвалась надвое сверху донизу, Бог показал этим, что через жертву Йешуа Он открыл свободный доступ к Себе, на небеса.

В Новом Завете, в послании к Евреям, в девятой и десятой главах, четко выражено, кем стал Йешуа для нас:

Но Мессия, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть, не такого устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление. Ибо, еспи кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, чтобы тело было чисто, то насколько больше Кровь Мессии, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евреям 9:11 -14).

Каждый раз, когда первосвященник входил за завесу в Храме, которая разделяла Святое от Святого Святых, и где стоял ковчег завета, - место присутствия Всевышнего, он не знал своей участи, так как Бог мог не принять жертву Йом Кипура из-за недостаточной святости первосвященника или непослушания народа. Поэтому в этот день у Храма скапливалось множество народа, ожидающего исхода праздника. Знаком принятия жертвы было появление живого первосвященника на крыльце Храма; если жертва не принималась, тогда священника вытаскивали за веревку, привязанную к его ноге, потому что никто кроме него не имел права входить в Святое Святых.

Йешуа стал для нас Первосвященником, небесным Ходатаем перед Своим Отцом, явившимся живым Своим ученикам, тем самым дав знать, что Его жертва принята Богом, а также Он стал жертвою, на которую Бог, как первосвященник, возложил грехи всего Израиля.

Все мы блуждали как овцы, совратилисъ каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Исаия 53:6).

В эти дни и особенно в Йом Кипур совершается множество молитв и покаяний, но на основании чего Всевышний может простить грехи, где жертвенная кровь? Библия свидетельствует:

Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. (Евреям 9:22)

Слава Господу, что Йешуа прлил свою кровь на Голгофе и на этом основании, приняв Его жертву ты можешь совершить истинную тшуву, получив прощение грехов и жизнь вечную.

зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Мессии, как непорочного и чистого Агнца (1 Петра 1:18-19)