Ханукальная минораСмысл, значение праздника Хануки в еврейской традиции менялся: на раннем этапе он символизировал исключительно победу Маккавеев и освобождение от власти римлян, затем к этому добавилось напоминание о чуде - горении восемь дней елейного масла, достаточного лишь на один день, что воспринималось как победа слабого над сильным, чистого над нечистым. 

За некоторое время, до римской оккупации Святой Земли, над ней господствовали Греки. Во времена Антиоха Эпифана на территории Израиля пытались построить языческое государство. В 167 г. до н. э.,  Епифан повелел принести в Храм на жертвенике свинью, что стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа и послужило сигналом для восстания и начала освободительной войны. Семья священника Матитьягу - Маккавеи, подняли восстание и его последствием, было освобождение Иерусалима и после, всей территории Израиля. Несмотря на превосходящие силы противника Бог дал победу Своему народу. И поэтом Ханука - это не праздник в честь победы оружия. Это праздник в честь победы духа народа, в честь его единства со Всевышним.

Храм Божий - Центр Израиля и вообще духовной жизни, был разрушен и опозорен. Первое дело, за которое взялись Маккавеи - освятить Храм. Поэтому праздник и назван Ханука - посвящение или освящение. Смотрите, какая идея - центр, храм, должен быть посвящен Господу, и тогда будет посвящение во всём Израиле.

Прочитаем об этом несколько библейских истин:

1. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; (Исход 25:8)

Т.е. Для блага народа Израилева, Бог повелевает построить и держать в святости Его святилище. Следствием, Он сам будет посреди всего народа, давая Свет и Истину и Благословение.

2. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. (Притчи 4:23-25)

Данный же стих говорит о внутренней потребности быть святыми перед Богом, и хранить в нашем сердце посвящение. Наше сердце - Храм Божий. И сегодня каждый должен заботиться об очищении, освящении и обновлении этого храма, освобождаясь от идолов, чтобы на троне сердца был Бог. В этом смысл Хануки.

Евреи, верящие в Йешуа, как Мессию Израиля радостно празднуют Хануку, отождествляя себя со своим народом. Но для нас праздник Хануки - это праздник Богоявления. Ведь именно в этот праздник Йешуа пришел в Храм, чтобы сказать: "Я и Отец - одно". Внимательно прочтите отрывок из Евангелия о Иоанна 10 глава с 22 по 30 стихи.

Думаю не случайно Иоанн пишет об Иудеях, которые спрашивали Йешуа: "Ты ли Христос (т.е. Мессия или Машиах) скажи нам прямо". В этом важнейший вопрос для нашей жизни и будущности - Нашел ли ты Свет? Нашел ли ты Мессию? Пережил ли ты Обновление? Признаёшь ли ты Йешуа Мессией и Спасителем своей жизни?

Во время этого праздника с древних времён читалась 34 глава из книги пророка Иезекииля, где Всевышний открывает себя, как доброго пастыря. Йешуа просто объясняет эту главу. Он говорит, что Он является добрым пастырем и что Он един с Отцом. 

 Для нас Йешуа тот шамаш, свеча в хануккии, которая находится выше остальных свеч и которая зажигает другие свечи. Он тот неосквернённый сосуд с маслом, ставший началом всякого духовного обновления. Он тот "Свет истинный, который просвещает всякого человека приходящего в Мир".

Мы призваны как Маккавеи стать в проломе за народ Израиля возвещая об истинном свете Йешуа.

Многие иудеи ждали, что Йешуа возглавит восстание против угнетавших их римлян и одержит победу над ними, подобно тому, как Маккавеи одержали победу над Антиохом. "Я сказал вам, и не верите", последовал ответ (Иоанна 10:25). Йешуа утверждал, что обладает божественной силой, которая хранит Его избранный народ. Но сила Йешуа - это не временная, физическая сила, а сила духовная - вечная, основанная на вере в Него. Спасение, которое Он дал - это спасение не от римлян, а от гнёта Сатаны, греха и смерти. И в этой сфере и идёт наше сражение. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:11,12). 

Истинный воин всегда готов к битве, он не складывает своего оружия на поле битвы, он понимает насколько серьёзно переоценить или недооценить своего врага, он знает цель и стратегию битвы, он знает своего предводителя и всегда верен ему. Наш враг постоянно наступает. Диавол действует, как Епифан, сея грех и оскверняя самое святое. Йешуа сказал: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. (Иоан.14:30). И если над тобой будут смеяться и злословить, что ты не такой как все, знай, что ты идёшь стопами Макавеев. Многие пошли за течением и стали на сторону Епифана, но всегда в Израиле оставался верный остаток.