Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лешон hа-ра. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)… Произнося лешон hа-ра, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лешон hа-ра.
— Раввин Зелиг Плискин, «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь 

Сегодня я бы хотел рассказать вам о таком понятии как Лешон ара ( ивр. לְשון הרע‎). Дословно это выражение переводится как "злой язык". Это понятие знакомо довольно не всем. И как мне кажется будет интересно, и тем кто знаком, так как повторение не помешает а также безусловно тем, которые не знакомы с этим понятием. В этой статье мы рассмотрим лишь основные понятия и законы касающиеся запрета на "злой язык".  

В интернете можно найти очень много статей на эту тематику. Я же представлю только несколько важных, как мне кажется, на мой взгляд, статей которые помогут более подробно узнать о "Лешон ара":

р. Зелиг Плискин "БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ", электронную версию которой можно найти по адресу: http://istok.ru/library/books/pliskin/pliskin_1243.html либо по адресу: http://www.shabat-shalom.info/books/Musar/Lashon_Ara.htm

Итак, мы начнем с определений.

Лешон-ара – это слова, которые один человек говорит другому по адресу третьего человека (или группы людей), в результате чего у слушателя может сложиться об этом третьем нехорошее мнение. Таким же термином – лашон-ара – мы называем высказывание о другом человеке, которое может привести последнего к материальному убытку.

Рехилут – слухи, которые передаются слушателю с указанием, что некто сказал о нем недостойные слова или сделал против него плохую вещь. Обратите внимание, лашон-ара – это, как правило, правда. (Будь произнесенные слова ло- жью, мы бы имели запрет на ложь, а не на злословие.)

Причина запрета: 1) унижает, 2) порождает вражду. И лашон-ара, и сплетни, безусловно, запрещены Торой. Запрет нарушает как тот, кто говорит лашон-ара, так и тот, кто этот рассказ слушает.

Несколько заповедей на эту тему:

  1. "Не ходи сплетником в своем народе" (Ваикра 19:16) – (1) и (2)
  2. "Не разноси ложный слух" (Шмот 23:1) – (1), говорить и верить сказанному.
  3. "Перед слепым не ставь препятствие" (Ваикра 19:14) – (1)
  4. "Не мсти и не храни злобу на сынов своего народа" (Ваикра 19:18) – (1)
  5. "Не следуй за большинством на зло" (Шмот 23:2) – (1)
  6. "Не обижайте друг друга" (Ваикра 25:17)
  7. "Не злословь глухого" (Ваикра 19:14)

Несколько примеров Запрещено:

  • напоминать человеку о его прошлых проступках;
  • смущать человека, упоминая его происхождение или указывая на недостойное поведение его родственников;
  • насмехаться над человеком, указывая на его скромные знания (касающиеся Торы, профессиональные и т.д.);
  • задавать человеку конкретный вопрос, заранее зная, что он не сможет ответить.

Впрочем, есть несколько случаев, когда высказывание о третьем человеке не попадает под запрет на лашон-ара. Все они обладают своей спецификой, и с ними надо быть хорошо знакомыми, чтобы пользоваться указанным разрешением Торы.

Важный случай: Отказать своим родителям или учителю.

Если ваши родители или учитель просят рассказать о каком-то происшествии и вы знаете, что ответ будет содержать лашон-ара, запрещено исполнять их просьбу, несмотря на повелевающую заповедь их уважать. Конечно, сама форма отказа должна быть предельно вежливой, мягкой и сдержанной. Надо уметь отказывать с уважением. Но если информация нужна им для полезных целей, если они, получив ее, могут как-то исправить создавшееся тяжелое положение или решить трудную проблему, вы можете сообщить ее им, не впадая в грех лашон-ара. В таком случае позволено выполнить их просьбу и пересказать им то, о чем они просят.

Важный случай: рассказать о прегрешениях человека другим людям.

Условия:

  1. Рассказчик говорит только о том, что видел собственными глазами.
  2. Рассказчик уже увещал нарушителя, но тот его не слушает.
  3. Рассказывается только тем людям, которые могут исправить нарушителя (они обладают авторитетом в его глазах).
  4. Надо быть абсолютно уверенным в том, что этот человек совершил грех.
  5. Запрещено преувеличивать, говоря о его проступке.
  6. У рассказчика должны быть благородные намерения; например, он хочет удержать человека от повторного совершения греха или сделать так, чтобы за этим примером не последовали другие люди.
  7. Запрещено получать удовольствие от такого рассказа (например, рассказчик хочет блеснуть благочестием).
  8. Рассказчиком не должны двигать мотивы личной ненависти.
  9. Рассказ не должен причинить грешнику большей потери, чем предусматривает закон.

Важное замечание: Нельзя верить унижающей информации о злостном нарушителе!

Другими словами, несмотря на то что распространять информацию о намеренном нарушителе разрешено (см. условия выше), слушателям нельзя принимать все, что они слышат, на веру. Вопрос должен оставаться под сомнением до тех пор, пока он не подтвердится. Тем не менее, если речь идет о человеке, известном своим злодейским поведением, слушателям дозволено верить тому, что о нем рассказывается.

 

 

Реклама от спонсоров

В Элит-Классик можно заказать и купить все виды лестниц. Одно из самых главных преимущество - заказы делаются в минимальные сроки. А также важным элементов в этом всем есть то, что в компании низкие цены.