Пасхальная мацаБиблия ясно учит тому, что спасение дает покаяние и личная вера в Мессию Йешуа как Господа и Спасителя. Ни хлеб, ни вино за Причастием никому не могут дать вечную жизнь. Хлебопреломление – это причащение Крови и Тела Мессии, свидетельствующее о нашем единстве с Ним и о том, что все приступающие к Причастию уже спасены и перешли из смерти в жизнь.

В этом кратком повествовании мы хотим на основании учения Священного Писания объяснить, почему при совершении этой важной заповеди мы используем только пресный хлеб. 

С Древних времён, задолго до закона Моисея, мы читаем, как отец верующих Авраам в общении с Богом и Ангелами использовал пресный хлеб

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Бытие 18:6

Также и Лот "Он же сильно упра-шивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели." Быт. 19:3. Иисус в Евангелии от Матфея в 5 главе несколько раз повторил "сказано древним". Итак, древним было "сказано" то, что потом было "написано". Авраам и Лот знали и использовали образы Божьи.

Во всем Священном Писании закваска, т. е. дрожжи, всегда выступает как образ греха и нечистоты. По этой причине в первом Завете квасной хлеб никогда не использовался в качестве святыни. Более того, Бог под угрозой смерти запретил использовать квасной хлеб в священнодействиях. В примерах Нового Завета закваска также всегда несет в себе ярко выраженный негативный образ. Нам могут возразить, что евангель-ская притча о закваске и тесте (Лук. 13:21) является исключением, т. к. в данном случае закваска является символом Евангелия. О том, что закваска здесь символизирует Евангелие, говорит не данная притча, а ее субъективное толкование некоторыми (далеко не большинством) богословами. Кроме того, из такого толкования неизбежно следует вывод, что в последнее время, перед вторым пришествием Христа, Евангелие охватит и преобразит весь мир. Но эта мысль противоречит ясному учению Библии о том, что в последнее время, перед возвращением Господа на землю, этот мир будет отличаться крайним неверием, ожесточением и отвержением Слова Божьего. Притча же о закваске (грехе и пороке), положенной в пшеничную муку (нечто чистое и духовное), полностью согласуется с библейским учением о последнем времени: "Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все". Апостол Павел в своем послании призывает неразумных галатийцев отвергнуть ложное богословие, проникшее в их церковь, пока еще было не поздно. При этом он увещевает их такими словами: "Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто" (Гал. 5:7-9). Убеждая плотскую коринфскую церковь в необходимости вести непримиримую войну с грехом, апостол Павел раскрывает деструктивную природу и действие греха на следующем примере: "Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?" (1 Кор. 5:6). И наконец, предостерегая Своих учеников об опасности лицемерного поклонения, Господь говорит им: "Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие" (Лук. 12:1). Фактически, в библейской системе прообразов слово "заквашенный" всегда означает то, что однажды было чистым и святым, но стало испорченным в результате проникновения и действия греха, порока, неправды, лукавства и т. п. 

В пользу употребления пресного хлеба говорит не только Библия, об этой практике также свидетель-ствуют ранние исторические церковные документы. Доподлинно известно, что квасной хлеб никогда не применялся за Причастием в первохристианской Церкви. Употребление квасного хлеба за чашей вошло в практику в некоторых церквах гораздо позже. Против этого нововведения неодобрительно высказывались многие видные христианские деятели. Интересно, что позднее даже некоторые сторонники этой практики нередко признавались в том, что не могли объяснить использование квасного хлеба за Причастием иначе как сложившейся традицией в их церкви, и что пресный хлеб более соответствует библейским принципам. Как бы там ни было, еще никому не удавалось привести доказательства из Священного Писания, что практика использования пресного хлеба за чашей беспочвенна. Тогда как доказать противоположное будет совсем нетрудно. 

Один из самых распространенных аргументов в пользу использования квасного хлеба за чашей сводится к тому, что главная суть этой заповеди состоит во внутреннем ее содержании, а не во внешних образах, и поэтому какой хлеб используется, не имеет никакого значения. Парадокс, однако, заключается в том, что наши критики сами не верят в то, что утверждают. Всякий раз, когда на основании их собственного утвер-ждения, высказывается мысль о том, что за Причастием вместо пшеничного, белого хлеба можно также использовать ржаной, черный, они тут же приходят в замешательство и приводят не один довод, почему использовать черный хлеб будет совершенно неприемлемо. В данном случае их основным аргументом является мысль о том, что хлеб, который Йешуа преломил за чашей в ночь перед распятием, никак не мог быть черным. Мы с этим полностью согласны. Но хлеб, который Йешуа преломил и раздал ученикам, никак не мог быть и квасным! Если мы будем до конца последовательны в своих суждениях, мы будем вынуждены признать, что аргумент против использования черного хлеба в причастии одновременно служит и доводом против использования квасного хлеба при совершении этой заповеди.

Очень важно будет понять, что хлебопреломление, которое Йешуа совершил с учениками, произошло в особый день. В Евангелии от Матфея 26:17 об этом говорится так: "В первый же день опресночный приступили ученики к Йешуа и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?" День, когда Йешуа вку-сил с учениками вечерю, благословив хлеб и чашу, был первым из семи праздничных дней, называемых опресночными, которые занимали особое место в среде Божьего народа. Относительно соблюдения великого праздника Пасхи Бог дал особое повеление: "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля" (Исх.12:15). Нет никаких сомнений в том, что Сын Божий, исполнивший весь Закон, не мог нарушить эту заповедь. Это значит, что хлеб, который Йешуа преломил и раздал апостолам после пасхальной вечери, был, несомненно, пресным. Ведь в тот вечер они не только не должны были есть квасное, но даже само присутствие дрожжей в доме являлось великим грехом: "Пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих" (Исх.13:7). Поскольку при совершении этой полной духовного смысла заповеди Йешуа использовал именно пресный хлеб, мы также желаем последовать в этом примеру нашего Господа и Учителя, ибо не находим никаких оснований для малейших отступлений или каких-либо нововведений. Иногда нас спрашивают, на каком основании мы используем не квасной, а пресный хлеб. Это в корне неправильный вопрос. Мы используем тот вид хлеба, который использовал Господь, установивший эту заповедь. Объяснения в данном случае должны приводить те, кто по каким-то причинам ввел иную практику, отличную от той, которую оставил нам Йешуа. 

Вино и хлеб за Причастием - это видимые знаки, несущие в себе образ святой крови Мессии и Его чистого безгрешного тела, принесенных в жертву ради спасения человеческого рода. Видимые образы - это святыня. И как святыня они требуют надлежащего к себе отношения. Поэтому Слово Божье строго предупреждает, что все те, кто будет вкушать хлеб и пить вино недостойно, в том числе без благоговейного к ним отношения, понесут суровое наказание от Господа (1Кор. 11:26-30).

Итак, если хлеб за Причастием это видимый знак величайшей святыни - чистого и безгрешного тела не-порочного Агнца Божьего - мы не можем со спокойной совестью использовать в качестве такого образа то, что в Священном Писании всегда олицетворяет грех, порок и нечистоту. Ведь вся суть Голгофской жертвы заключается в том, что это была не просто кровь, а святая кровь, и не просто тело, а непорочное тело (ни один грешник не мог предать себя на смерть за грехи мира). Именно поэтому Бог и принял заместительную смерть Иисуса Христа. Квасной, т. е. заквашенный хлеб не только не является адекватным образом этой величайшей жертвы, а, напротив, свидетельствует о ее совершенной несостоятельности. В книге Исход 23:18; 34:25 Божье Слово говорит: "Не изливай крови жертвы Моей на квасное". Это одно из многих библейских оснований, почему мы считаем, что вино и квасной хлеб за Причастием несовместимы. Совершенно очевидно, что Новый Завет также утверждает эту истину: "Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1Кор. 5:6,7). Как видим, говоря о пороках и лукавстве, Слово Божье передает их духовную суть, используя образ закваски. Однако, противопоставляя греху образ чистоты и истины, Святое Писание использует совершенно противоположный термин: опреснок, т. е. пресный, не заквашенный хлеб, ибо образы святости и закваски полярно противоположны. Кроме того, обращаясь к Церкви, Дух Божий говорит через апостола: "Вы бесквасны", т. е. без дрожжей, что, образно говоря, значит  - святы и непорочны, будучи омыты кровью Агнца. Хлеб за Причастием также должен адекватно передавать образ святого и непорочного тела Мессии, где нет места закваске. Предельно ясны Библейские образы видимых знаков, несущих в себе духовный смысл. Вопрос в другом: готовы ли мы принять их так, как об этом говорит Слово Божье?

И все же, несмотря ни на что, кто-то может возразить: "Но ведь Новый Завет нигде не говорит прямо о том, что хлеб за Причастием должен быть пресным". На самом деле это заявление свидетельствует о том, что у наших критиков не осталось никаких мало-мальски весомых аргументов. Ведь Новый Завет  нигде не говорит прямо и о том, что вино за причащением должно быть красным. А раз так, то приемлемо ли будет использовать в этих целях белое вино? Если нет, то где об этом говорит Священное Писание? "Здравый смысл подсказывает, что белое вино не несет в себе образа крови Христа", - говорят нам  наши оппоненты. Мы с этим полностью согласны. Но тот же здравый смысл подсказывает и то, что квасной хлеб не несет в себе образа святого и чистого тела нашего Спасителя. Этот образ может передать только пресный хлеб. Таковы образы Священного Писания. В Новом Завете нет конкретного места, где говорилось бы о том, что хлеб за чашей должен быть пресным (а вино - красным) ввиду того, что это был настолько самоочевидный факт, что в то время  другая мысль просто никому не могла прийти в голову.

Мы очень серьезно относимся к библейским образам, ибо так относится к ним Сам Господь, установив-ший их. Пренебрежение божественным символом не позволило Моисею, кротчайшему из людей, войти в Обетованную землю. Пренебрежение божественными указаниями стоило жизни Надаву и Авиуду, когда они принесли Богу чуждый огонь. Всё вышесказанное не является осуждением других церкви, чья практика хлебопреломления в чем-то отличается от нашей, но призывом вернуться к практике использования пресного хлеба за Причастием, так как верим, что она основана на принципах Священного Писания и поэтому наилучшим образом передает все духовные элементы искупительной жертвы Иисуса Христа.