Существуют такие места в Новом Завете, которые по мнению некоторых людей учат об упразднении Божьего закона. Иногда это происходит из-за неправильного перевода, иногда — из-за непонимания.

    В основном это сводятся к четырём основным проблемам:
  • чистая и нечистая пища
  • средства оправдания перед Богом
  • различия между евреями и язычниками
  • применим ли в наши дни Закон Моисея

 

Чистая и нечистая пища

Различение чистых и нечистых животных упоминается впервые ещё до заключения Договора на горе Синай. Бог сказал Ною:

И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского. (Быт.7:2)

То есть подразумевалось, что Ной знает, какие животные являются чистыми, а какие — нет. В те времена люди ещё не ели мяса. Разграничение было сделано Богом задолго до Авраама и Синая.

После потопа Бог разрешил человеку употреблять в пищу мясо. Договор Закона не устанавливал, какие животные являются чистыми, а какие нет. Он просто требовал от Израиля не употреблять в пищу плоть нечистых животных.

а) В Марке 7:14-19 Иешуа говорит о том, как наши нечистые слова оскверняют нас. Некоторые переводы очень сильно изменили это место и сделали его весьма проблематичным.

Синодальный перевод этого текста таков:

И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все иразумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. (Марк 7:14-19, Синод. пер.)

Проблема возникает не из самого текста. Её вызывают некоторые толковательные переводы текста. В понимании этого отрывка некоторые переводчики следуют Оригену, считавшему, что для понимания Библии следует придавать её словам образное значение, а также Иоанну Златоусту, ярому антисемиту.

Вот как переведены последние два стиха этого отрывка в Новой Международной Библии (NIV):

Разве вы не видите, что ничто из того, что входит в человека извне, не может сделать его нечистым? Так как идёт не в его сердце, а в желудок, а затем выходит наружу (Говоря это, Иисус провозгласил всякую пищу чистой) (Марк 7:18-19, другие переводы — NASV, RSV, TEV, Иерусалимская Библия имеют похожий перевод.)

В текст было добавлено вводное предложение: Говоря это, Иисус провозгласил всякую пищу чистой Этих слов в оригинале нет. Далее переводчики заменили глагол "очищать" на прилагательное "чистый", пропустили определённый артикль (в русском языке такой грамматической категории нет — прим. пер.) Получившийся перевод превращает текст в доктрину относительно чистых и нечистых животных. Но в самом тексте отсутствует какое бы то ни было основание для этого. Такой перевод не соответствует языку оригинала и контексту.

Слово, переведённое как "пища" является общим обозначением любой пищи — фрукты, овощи, злаки, мясо и т.д. Иешуа говорил о естественном биологическом процессе пищеварения, происходящем, когда человек принимает какую-либо пищу. Он рассуждал не о том, что можно считать пищей, а что нет. Бог это уже сделал. Сначала Бог дал Адаму в пищу всякое растение, сеющее семя, и всякий плод дерева, сеющий семя. (Быт.1:29) После потопа Бог разрешил всем потомкам Ноя употреблять в пищу "всё движущееся, что живёт". (Быт.9:3) На горе Синай Бог объявил, что отныне дети Израиля не должны употреблять в пищу некоторые виды живых существ, то есть нечистых животных. (Лев.11) Бог заповедал:

(Вы должны) ...отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно (Лев.11:47)

Именно Бог определяет, к какой категории относится то или иное животное.

б) В Гал.2:11-14 Павел говорит о непостоянстве и лицемерии Петра, вначале евшего вместе с язычниками, но впоследствии отказавшегося делать это. Это натолкнуло некоторых на мысль, что Пётр ел то, что было запрещено Торой. Но вопрос был не в том, ЧТО он ел, а С КЕМ он разделял свою трапезу.

Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?

Пётр ел вместе с необрезанными верующими язычниками, показывая этим, что Бог очистил их через искупление Иешуа. Некоторые евреи из Иерусалима пришли и учили, что эти язычники должны обрезаться, чтобы стать полностью признанными в обществе (общине) Израиля и получить возможность есть вместе с евреями.

Пётр знал, что это не так, но из страха он перестал есть с язычниками. Павел обличил его лицемерие.

Вопрос, который Павел поднимает в Галатах, касается оправдания, т.е. того, как человек может стать праведным перед Богом. И ответ его заключается в том, что все люди, будь то евреи или язычники, могут быть праведными перед Богом по примеру Авраама, т.е. своей верой (см. Быт. 15:6). В то время Авраам не был обрезан.

Пётр знал всё это и жил в согласии с этим, питаясь вместе с верующими язычниками. Он поддерживал отношения с необрезанными верующими, свидетельствуя этим, что им не нужно делать обрезание и жить по закону Моисея, чтобы получить оправдание перед Богом. Когда в своём лицемерии он отвернулся от них, он повёл себя так, будто каждому человеку нужно стать евреем, чтобы оправдаться. В этом и смысл вопроса, задаваемого Павлом: "Как же так, ты принуждаешь язычников жить по-еврейски?" Обсуждается не то, что ел Пётр или язычники. Это даже не упоминается. Пётр отделил себя от язычников, потому что они были необрезаны. Поступив так, он свидетельствовал о том, что язычники должны обрезываться, чтобы их приняли в общество Израиля. Пётр принуждал язычников жить по-еврейски.

Что Павел имеет в виду, когда говорит, что Пётр живёт по-язычески? Язычники "делают всякую нечистоту с ненасытимостью" (Еф.4:19), "в страсти похотения" (1Фес.4:5), в бунте против своего Создателя и своей собственной сотворённой природы, (Рим.1:18-32). Неужели именно так жил Пётр? Нет. Пётр сам предостерегал против следования образу жизни язычников, не предаваться

нечистотам, похоти, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению. (1 Петра 4:3)

Что же имеет в виду Павел?

Пришедшие говорили о том, что евреи не должны разделять трапезу с верующими неевреями, которые были необрезаны. В сущности, они утверждали следующее:

Евреи не должны есть вместе с необрезанными язычниками. Тот еврей, который поступает так, не является истинным евреем.

Как Пётр сказал Корнилию:

Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником. (Деян.10:28)

В Талмуде есть параллельное место: "Рабби Нахман бен-Исаак сказал людям: 'Перестаньте общаться с Аибу, потому что он ест хлеб язычников". (Авода Зара 356) Сам по себе хлеб не является нечистым. Нечистым его делают отношения с язычниками, т.е. с необрезанными. Ко всякому человеку, евшему их хлеб, относились так, словно он один из них.

Тот, кто ест хлеб язычников, подобен тому, кто ест плоть свиньи. (Хуллин 13а, Сончино CD 23 со ссылкой на V. Sheb. VIII, 10)

Есть хлеб язычников — значит уподобляться язычникам. С этой точки зрения нельзя разделять трапезу с необрезанными язычниками или с тем евреем, который ест за одним столом с язычниками.

В посланиях Павла есть параллельное место:

Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. (1Кор.5:11)

Совместная трапеза с таким человеком была бы признанием его чистоты.

в) Деян.10:13-15. До того как Бог послал Петра говорить с римским сотником Корнилием, Он показал ему видение о всех видах животных, птиц и пресмыкающихся. Сначала, увидев это видение, Пётр не понял его смысла (ст. 17). В доме Корнилия Пётр понял сам, а также объяснил его значение остальным (ст. 28).

И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым.
Когда же Пётр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросивши о доме Симона, остановились у ворот...

В то время Пётр ещё не понимал, что обозначает его видение (ст.17). Он ходил с Иешуа с начала его служения, но никогда не понимал слов Иешуа о том, что вся еда является чистой. [ Считается, что Евангелие от Марка было написано на основании информации, полученной от Петра]

После того как Бог излил Святой Дух на Корнилия и тех, кто был с ним, Пётр понял значение видения. И он сказал Корнилию:

...вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым... (Деян.10:28)

Пётр истолковал видение, как говорящее о том, что Бог может сделать язычников чистыми. Именно так объяснял он его позднее, когда его действия подвергались обсуждению.

И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. (Деян.11:2-3)

Пётр объяснил им своё видение о животных и рассказал, как Господь излил Свой Святой Дух на Корнилия и его домашних.

Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавших в Господа Иешуа Мессию, то кто же я, чтоб мог воспрепятствовать Богу? Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние и жизнь. (Деян.11:17-18)

Когда другие верующие-евреи поняли, что Бог очистил язычников, "они успокоились". Никто ничего не упоминает о том, что ел Пётр во время пребывания в доме Корнилия. Вопрос заключался в том, с кем он ел.

Во время заседания Совета, который был созван, чтобы определить отношение язычников к Закону Моисея, Пётр опять ссылается на то, что произошло в доме Корнилия.

И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. (Деян.15:8-9)

Люди, считавшиеся нечистыми, были очищены.

Никто, в том числе и Пётр, не расценил видение или произошедший случай в том смысле, что евреи могут больше не соблюдать данную Богом заповедь о разделении животных на чистых и нечистых. Никто даже и мысли такой не допускает. Это разделение Бог сделал ещё во дни Ноя (см. Быт.7:2).

Согласно Иакову, все верующие-евреи ревностно относились к Закону Моисея. (Деян.21:20) Согласно историческим записям, особенно это относится к записям Иренея, все апостолы, включая Петра и Павла, скрупулёзно соблюдали закон Моисея. Никаких свидетельств в пользу обратного не существует.

г) В 1Тим.4:1-5 Павел говорит о лжеучениях, запрещающих употреблять определённую пищу. Разве это не свидетельствует о том, что всякая пища разрешена для всякого человека?

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Бог дал Израилю Тору и запретил особые виды браков, например, браки между определёнными категориями родственников. Когда Павел писал Тимофею, никто не учил, что теперь кровосмешение разрешено. Вопрос был не в этом. Но некоторые люди учили или учили бы в будущем, что браки, разрешённые Богом, теперь запрещены. Некоторые стали бы учить, что определённой категории людей запрещено вступать в брак. Павел говорит об этом в другом месте:

Вот моё защищение против осуждающих меня... Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие. Апостолы, и братья Господни, и Кифа? (1Кор.9:3,5)

То же касалось и пищи. Бог ясно определил, что является "пищей", которую нужно принимать с благодарением, а что таковой не является. Кровь не является пищей, хотя некоторые люди и едят её. Люди также не являются пищей, хотя некоторые люди употребляют в пищу человеческую плоть.

Были и те, кто учил или будут учить, что неправильно есть те определённые виды пищи, которые разрешил Бог. То есть они запрещали разрешённое Богом. Павел говорил не о Божьих запретах. Он говорил о тех учениях, имеющих демоническую подоплёку, которые запрещают браки, разрешённые Богом, и пищу, разрешённую Им.

д) В Кол.2:16-17, 20-22 Павел говорит:

Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: Это есть тень будущего, а тело — в Мессии.
Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего, вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 'не прикасайся', 'не вкушай', 'не дотрагивайся' [что всё истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?

Павел говорит о том, что законы о пище и питии являются всего лишь тенью. Но означает ли это, что они упразднены?

То, что Павел говорит здесь, равно как и всё, написанное им, нужно понимать в контексте. Во-первых, он говорит как еврейский апостол, обращающийся к необрезанным, т.е. к язычникам. В Кол.2:13 он ясно даёт понять, что обращается к язычникам.

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи... (Кол. 2:13)

Законы, касающиеся чистых и нечистых животных, праздников Господа, праздника новомесячия и Шаббата были даны Израилю в Договоре Закона.

Отношения верующих-язычников с Богом осуществлялись не через Договор Закона. Язычники вступили во взаимоотношения с Богом через Его Новый Договор с Израилем. Таким образом, от них не требовалось соблюдать те особые законы, которые были даны Израилю.

Павел не говорит: Делай это" и "Не делай этого". Он говорит следующее:

Пусть никто не осуждает тебя за то, что ты это делаешь или не делаешь

Что имел Павел в виду, говоря, что всё это — тень будущего? Он подразумевает, что они являются символами иной реальности, более великой. Человеческий брак подобен союзу между Богом и Его народом. Человеческое отцовство подобно отцовству Бога. Жизнь является тенью жизни грядущей. Это не означает, что мы должны отказаться от всего этого.

Тот факт, что существует иная, более великая реальность, не означает, что тень не имеет значения и её можно сбросить со счетов. Наоборот, тени и подобия помогают нам понять эту иную реальность. Они показывают нам её видимую суть. Они указывают на то, что грядёт, в данном случае — на Мессию.

В следующем стихе Павел говорит:

Никто да не обольщает вас самодовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. (Кол.2:18)

Некоторые люди претендовали на то, что у них особые отношения с Богом, вероятно, через посредничество ангелов. Они осуждали других людей и вводили их в заблуждение на основании своих личных откровений.

Вот почему многие придерживаются мнения, что Павел рассматривает здесь проблему, возникшую у колоссян в связи с гностическим учением. Именно поэтому Павел говорит:

Не прикасайся! Не ешь! Не трогай!... по заповедям и учению человеческому

Он говорит не о заповедях Бога, а о постановлениях некоторых мистиков-самозванцев.

Как написал Тимофею Павел, Закон, Писания и Пророки вдохновлены Богом. (2Тим.3:16-17) Все эти книги были записаны людьми, вдохновлёнными Божьим Духом. Они раскрывают вечный характер Бога.

е) Разве в 1Кор.б:12-13 Павел не провозглашает всякую пищу чистой?

Всё мне позволительно, — но не всё полезно; всё мне позволительно, — но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое, тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела

Хочет ли Павел этим сказать, что он волен делать всё, что ему захочется, даже если ранее Бог.запретил это делать? Нет, он не мог иметь этого в виду, так как тут же говорит о том, что "тело не для блуда". Кроме того, прямо перед этим стихом он перечисляет определённые виды поведения, которые не дают человеку войти в Царство Небесное.

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. (1 Кор.б:9-10)

Всё это является запретным. Также Павел особо предупреждает коринфян не иметь ничего общего с тем, кто считает такое поведение допустимым:

Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с такими даже и не есть вместе. (1 Кор.5:11)

Что же тогда Павел имеет в виду в 1 Кор.б:12-13? Павел писал свои письма, чтобы пролить свет на особые вопросы, касающиеся определённых общин. Павел знал, что верующие Коринфа не могут достигнуть согласия в определённых вопросах. (Ср. 1Кор.1:11; 3:3)

По общепризнанному мнению, реагируя на подобные споры, Павел иногда сначала приводит чью-либо точку зрения, а затем сообщает, что он думает по этому поводу (см. 1Кор.1:12; 3:4). Именно поэтому переводчики NIV (Новая Международная Версия) ставят в кавычки "Всё мне позволительно", чтобы показать, что эти слова принадлежат кому-то из верующих Коринфа. Слова, следующие далее, принадлежат самому Павлу "...но не всё полезно... но ничто не должно обладать мною

В Коринфе царил большой грех, и некоторые даже хвастались этим.

Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников... (1Кор.5:1)

Некоторые коринфские верующие решили, что раз Иешуа умер за их грехи, они могут делать что угодно — за всё уже заплачено, всё искуплено. Они во всём потакали себе и игнорировали любовь и тот образ жизни, который должен характеризовать последователей Иешуа..

Павел прямо и неоднократно упрекает их в этом. Нельзя потакать телу и вовлекать его в аморальное поведение. Любящий Бога не позволяет себе этого. Любящий своего ближнего также не позволит себе этого. Любить Бога и ближнего значит подчинять свои тела той праведности, которую требует Бог (ср. Рим.б:12-18).

ж) Разве в Кор. 8:8-9 Павел не говорит о том, что не имеет никакого значения, что мы едим и чего не едим?

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

Павел сказал верующим-язычникам Коринфа не есть пищи, принесённой в жертву идолам. Он объяснил, что не сама пища оскверняет человека или приближает его к Богу. Бог ждёт от нас любви к Нему и нашему ближнему.

Любить Бога означает повиноваться Ему. И частью этого повиновения является любовь к ближнему.

Кто говорит: 'я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого видит? (1 Иоанн 6:20)

Любя Бога, мы должны считаться с другими людьми и с верой показывать им Божью Истину. Именно поэтому коринфяне не должны были есть идоложертвенного. И это действительно важно.

...Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (1 Иоанн 3:18)

Сам Павел очень серьёзно относился к тому, как его жизнь воздействует на других людей. Также он очень серьёзно и сознательно относился к своему призванию привести язычников в повиновение. Поэтому он говорит:

Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Мессия чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом... (Рим. 15:18)

Павел сказал коринфянам:

Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. (1 Кор.7:19)

Это позволяет нам лучше понять сказанное им здесь:

Еда - ничто и воздержание от еды — ничто. Только соблюдение Божьих заповедей имеет значение

Бог заповедал Израилю не употреблять в пищу определённых животных.Он сказал "они нечисты для вас" (напр., Втор.14:7, 10, 19)

 

 

Реклама от спонсоров
Smile English School http://smile-school.kiev.ua это одна из лучших школ по изучению английского языка в Киеве а также единственная аккредитованная школа по методике CALLAN в Украине.